Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня я продолжу рассказ о своей поездке в город Архангельск в 2011 году.
Вот ссылочки на начальные постики:
Часть 1 -
"Прогулки по Набережной Архангельска",
Часть 2 -
Прогулки по Архангельску,
Часть 3 -
Майским деньком на даче.,
Часть 4 -
Карусель, карусель - это радость для нас... В
прошлом постике я начала рассказывать о том, как мы провели 8 мая 2011 года. Первым делом посетили с детьми карусели, а потом пошли в Гостиные Дворы. На момент нашего посещения, они были на реставрации, но открыты для посетителей.
В здании Гостиного Двора располагаются экспозиция Архангельского краеведческого музея «История и культура Поморья. XVI-XVII вв.» Делится она на три части.
Зал 1. «Хозяйство, быт и культура Северной деревни. XVI-XVII вв.»
Экспозиция рассказывает о хозяйственном и бытовом укладе Северной деревни, знакомит с развитием солеваренного, морского и других промыслов, освоением северянами Сибири, ролью приходской церкви в жизни крестьянской общины.
Фотографий у меня много, но как всегда я не мастер фотографии, что то не получилось, что то испортилось. Вобщем показывать буду то, что есть и в разнобой. Не судите строго.
Возле входа в зал стоят два спила стволов деревьев с Пезского волока. XVIII век. Дерево, резная надпись.
Надписи гласят:
- "Ехали ижемцы месяца июня 10 дня 8 человек. Писал сеи Иоанн Истомин. 1793 да два мастера".
- "1798 го сентябр".
Ха! Так это не современный народ придумал писать везде, что попадает в поле зрения "Здесь был Вася!" Это испокон веков было. Ехал русский Иван остановился отдохнуть, а тут дерево/чужой сарай/баня/стол в трактире и дай ка я напишу, что сего числа я тут проскакал/протопал...
Кому интересно, напишу что же это за волок такой.
Пезский волок - сухопутная часть древнего пути на Печору и Сибирь.
Еще в эпоху Новгорода этой дорогой ходили новгородские ватаги "воевать Югру" и собирать с нее дань сказочными серебристыми мехами. Позднее, внимание смелых и предприимчивых людей привлекала "злотокипящая государева вотчина" - Мангазея. Путь, проложенный новгородцами, служил столетиями. Большая его часть пролегала по полноводным северным рекам - Мезени и Почоре, и их притокам Пезе и Цильме. Водораздел между Пезой и Цильмой (Пезский волок) преодолевали "посуху", перетаскивая суда волоком более 20 километров. Пезский волок использовался северянами вплоть до начала ХХ века.
Рядом с этими спилами стоит макет судна, которое называется коч. Над нам висит крест поморский. Главное действующее лицо этой фотографии Матвей. Ну не хотел ребенок фотографироваться, я сделала снимков 6-8 и везде у него такое лицо. Отпуская фотоаппарат он на человека похож, только поднимаю, пожалуйста, не лицо а черти что и сбоку бантик.
Давайте с вами разберемся, что это за зверь такой коч и для какой цели использовались кресты.
Коч - палубное одномачтовое или двухмачтовое мореходное судно, распространенное в Поморье и Сибири в XVI-XVII веках.
На Русском Севере кочи широко использовались при добычи морского зверя в Печорско-Новоземельском промысловом районе; на них плавали в Мангазею. Центром строительства кочей были населенные пункты по крупным рекам - Северной Двины, Пинеге, Мезени, Печоры.
Строили кочи из дерева без применения металла. Доски обшивки скреплялись деревянными гвоздями, сшивались ивовыми прутьями, лыком или ремнями. К бортовой обшивки коча крепились ряды распиленных вдоль древесных стволов-порубней, которые выполняли роль пояса, защищавшего корпус от натиска льда.
Длина коча достигала 25 м., ширина 4-4,5 м., осадка да 2 м.; грузоподъемность - 6,5-11,5 тонн. Парус имел площадь около 100 кв.м.
Исключительно опасный и длительный промысел морского зверя требовал усилий большого коллектива. Основой такого совместного труда была промысловая артель, составлявшая, обычно, команду коча из 10-15 человек.
Ага, с кочем разобрались, а теперь немного о поморских крестах. В музее представлен поморский крест XIX века. Фрагмент. Дерево, резьба. Урочище Виловатовка (Горло Белого моря) Мурманская область. Ловозерский район.
Поморский крест - уникальный памятник традиционной народной культуры Севера, тесно связанный с историей хозяйственного освоения северных земель и арктического бассейна. Наряду с лоциями, картами, штурманскими приборами, гуриями поморские кресты являлись одним из важнейших средств обеспечения древней полярной навигации. Воздвигались кресты на берегах рек и морей в благодарность от избавления разных напастей, за спасение жизни и удачный промысел, в память о родных и сотоварищах, которых "прибрало" море. По "приметным" крестам поморы прокладывали свой путь вдоль морского берега-от креста к кресту. В поморских лоциях упоминались сотни береговых крестов, причем каждый крест имел имя по названию рыболовных тонь, промысловых угодий и мысов.
Кресты были исключительным явлением, не имевшей аналогии ни в мировой, ни в общерусской практике судовождения.
Богата была Северная земля зверем и птицей. Пушнина - "мягкая рухлядь" - была одной из важных статей дохода на Севере. Промысловая охота была трудным и опасным занятием: она требовала от охотника знание природы, образ жизни и поводок зверей и птиц, умение ориентироваться в незнакомой местности, владение различным оружием и охотничьими причиндалами.
Большую роль для Севера играло и солеваренье, которое известно с древнейших времен. Вываривали соль как из морской воды, так и из подземных соляных источниках. По северному краю было расположено несколько десятков крупных и множество мелких усолий.
Выпаривали соль на больших металлических сковородах - "цренах" в специальных помещениях - "варницах".
Значение северного солеварения падает во второй половине XVII века с появлением на российском рынке более дешевой пермской и астраханской соли.
А мы следуем дальше по залу, кстати они очень не большие и обойти весь музей можно довольно таки быстро, если не читать и не всматриваться. Но мы все очень внимательно рассматривали.
И манекен северной крестьянки поближе. Кстати, он современный выполнен в Санкт-Петербурге в 2008 году фирмой "Балтийский орден". А вот люлюка и светец это XIX век.
Очень мне понравился клиросный шкаф, он служил в церквях для хранения богослужебных книг и свечей. Это XVII век. На нем лежит Книга 1564 года "Апостол". Первое издание Московского Печатного двора. Печатники Иван Федоров, Петр Мстиславец.
А рядом стоит светец, он тоже "прибыл" к нам из XVII века.
А это орудия я забыла как называется и для чего используется. Наверно для обработки земли.
<
В этом зале находится макет "Тракт "Москва-Север, Север-Москва"" и рядом стенды с историей тракта.
Еще в этом зале были иконы и репродукции икон, церковные книги и тд и тп. Но я это не фотографировала. только посмотрели с детьми и пошли в следующий зал. А дальше я забыла, что из экспонатов в каком зале располагалось.
. Буду вставлять фотографии надеясь на интуитивное чутье.
Во всех залах встречаются малюсенькие окошечки, и для сохранности экспонатов лампочки очень тусклые.
Зал 2. «Города и посады Севера. XVI-XVII вв.»Экспозиция знакомит с историей городов и посадов Русского Севера, развитием ремесел: кузнечного, каменотесного, косторезного, иконописного и других. Особое место уделено показу роли города Архангельска, как единственного международного торгового порта Русского государства в XVII веке.
Ледяная гавань архипелага Новая Земля - место зимовки третьей голландской экспедиции Виллема Баренца (1595-1597гг) - является одним из выдающихся памятников истории освоения Севера.
В экспозиции показаны несколько предметов, принадлежащих участникам экспедиции Виллема Баренца. Новая Земля.
Здесь мы видим: 1. Подставка для мушкета, 2. Ядро и пули, 3. Картушка свинцового компаса, 4. Петли от сундуков, 5. Амулет "Медведь". Свинец, 6. Пломбы торговые, 7. Астролябия. Фрагмент, 8. Ключ, 9. Стрела.
Общее количество находок, обнаруженных с 1871по1995 годы норвежскими и английскими промышленниками, российскими и международными научными экспедициями, составляет 11200 единиц. Находки хранятся в музеях и научных учреждениях Голландии, Норвегии и России.
Здесь представлены: 1. Конопатка, 2. Пика. Фрагмент, 3. Гвоздь, 4. Топор с клеймом. Фрагмент, 5. Крюк, 6. Клещи, 7 Скребок. Фрагмент, 8. Багор. Фрагмент.
Самая значительная часть коллекции (более 1000 единиц) хранится в Архангельском областном краеведческом музее.
Здесь мы видим: 1. Обувь.Фрагменты, 2. Ткань. Фрагменты, 3. Веревка. Фрагмент.
Вот такой вот голландский колокол, 1619 года был найден на дне реки Северная Двина и передан музею командой землечерпательного парохода "Чернышевский" в 1941 году.
Ну, а справа мы видим русского боярина и "немчину" - именно так звали на Севере всех иностранных граждан.
Слюда или слуда - (от слова "слой") - ископаемое, слоистое прозрачное. Использовалось в качестве стекла. Добывалось на Севере. Главным местом разработки слюды на Севере была Керетская волость. Слюдяной промысел стал развиваться на Севере с XV века. Слюда шла на изготовление окон и фонарей, использовалась в качестве декоративного оформления шкатулок, ларцов, карет царей и богатых вельмож.
Слева представлена окончина слюдяная XVII века, а вот справа слюдяной фонарь XVII века. Дерево, олово, слюда, роспись по слюде. Правда он прекрасен?
Больше всего мне в музее понравились макеты. Они все такие яркие и настоящие. Вот еще один макет "Занятия и быт жителей Холмогор и Холмогорской округи. XVII века." Олово, пластик, акриловые краски, дерево, картон, припой, темпера.
Зал 3 «Монастыри Русского Севера. XVI-XVII вв.»Экспозиция рассказывает о монастырской колонизации Севера, истории крупнейших монастырей - Соловецкого и Антониево-Сийского, церковной реформе XVII века, деятельности архиепископа Афанасия, роли монастырей, как месту политической ссылки. Ведущей темой является показ монастырей, как центров духовной и культурной деятельности.
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя - Свято-Троицкий монастырь. Писать историю монастыря я не буду, ее всегда можно прочесть в интернете, например
официальном сайте монастыря.Макет Антониево-Сийского монастыря выполнен в 2009 году.
В монастыре имелась своя библиотека, основание которой относят к моменту зарождения Антониево-Сийского монастыря. Библиотека имела специальное помещение - книгохранительную палату. Книжное собрание постоянно пополнялось и к 1692 году состояло из 359 рукописных и 333 печатных книг.
С конца XVI века в Антониево-Сийском монастыре была постоянно действующая иконописная мастерская. В мастерской писали иконы для монастырей, сельских церквей, жителей окрестных деревень.
В Антониево-Сийском монастыре больница появилась уже в XVI веке. Лечили в ней не только монастырскую братию, но и окрестных мирян: охотников, рыболовов, крестьян.
На территории монастыря наряду с другими хозяйственными постройками были собственные мельницы и пекарня. В пекарне пекли просфоры и хлеб, который шел не только на нужды монастыря, но и выпекался на продажу.
Ой, как много понаписала то уже. Все покажу еще один фрагмент макета "Строительство Гостиных дворов. Конец XVII века". И на этом закончу свое нудное повествование.
<
Спасибо, что заглянули ко мне и оставили свой комментарий. До новых встреч!