Оригинал взят у
vladimir_krm в
Литва хочет вернуть зависимость от «Газпрома»Оригинал взят у
alex_leshy в
Литва хочет вернуть зависимость от «Газпрома» Обретя в декабре 2014 года Independence - плавучий терминал сжиженного природного газа, Литва объявила о своей независимости от «Газпрома». Но явно поспешила. Ибо тут же попала в зависимость от норвежского Statoil, которая оказалась суровее.
Теперь страна пытается вернуться к «Газпрому».
Меньше чем через год после начала работы Independence
министр энергетики Литвы Рокас Масюлис признал, что терминал в Клайпеде используется только на 20 процентов. Зато страна приобрела бесценный опыт. «Терминал дал нам специфические знания, с помощью которых, развивая технологии СПГ, мы можем сделать Литву серьезным энергетическим центром, развивать новые направления бизнеса, создавать рабочие места, платить налоги, и развить совершенно новую промышленную отрасль», - не теряет оптимизма министр.
На самом деле, перспективы реализовать свою мечту и стать центром распределения «голубого топлива» в Прибалтике довольно туманны - ни Эстония, ни Латвия не горят желанием проложить к себе трубопроводы, чтобы выручить соседнюю независимую державу. А у нее проблемы - терминал имеет пропускную способность 4 млрд кубометров газа ежегодно, но по норвежским ценам Литва может закупать лишь треть этого гигантского объема.
Statoil недавно пошел навстречу литовским стратегам и уступил: в результате долгих переговоров норвежцы пошли на изменение контракта. Они снизили объем, который Литва обязалась выкупить по старому договору, на тридцать процентов и изменили формулу цены, после чего газ стал несколько дешевле.
Разумеется, не за красивые глаза: Statoil потребовал от Вильнюса продления пятилетнего договора с литовской государственной монополией Litgas от 2014 года еще на пять лет - до 2024 года. Пришлось согласиться.
Про равноправное партнерство, энергетическую дубинку и справедливые цены рассуждают только в бывших советских республиках. Да и то намекая на Россию. Пусть теперь литовцы расскажут о справедливых ценах норвежцам. Можно даже в Стокгольмский арбитраж подать, там украинцев и балтийских тигров с их исками никогда не забудут.
Тем временем Эстония объявила, что не нуждается литовском газе, поскольку заключила контракт с «Газпромом». «Договор позволит удовлетворить потребности эстонского потребителя в газе», - заявил
член правления Eesti Gaas Рауль Котов.
Ушла в несознанку и Латвия. «Наш спрос на газ в Латвии полностью покрывается за счет долгосрочного контракта с российским «Газпромом». Рынок из-за текущего избытка газа пока не готов к дополнительным объемам», - пояснил ситуацию
заместитель председателя правления Latvijas Gāze Марио Нуллмейер. По его мнению, российский газ на 8 - 12 процентов дешевле норвежского, кроме того, сжиженный газ еще требуется доставить по суше, что добавляет затрат.
Дошло до того, что Литва отказалась закупать сжиженный газ у американцев. «Этот газ не отвечает требованиям качества в Литве. В будущем, если будет удовлетворять, мы это обсудим», - довольно нахально заявил
глава литовского энергетического холдинга Lietuvos energija Далюс Мисюнас. Чувствуется, что страна попала в безвыходное положение. Иначе непонятно, что могло вселить смелость в чиновника.
В итоге независимый Вильнюс обратился в «Газпром» с просьбой вернуть зависимость. Но российский монополист тем временем начал проводить аукционы и вошел во вкус. «Не буду скрывать - совсем недавно наши литовские коллеги пришли к нам и спросили: «А нельзя ли вернуться к практике заключения среднесрочных контрактов?» Мы, конечно, подумаем, дадим ответ, но только надо было раньше думать, когда они говорили другое: «Нам не нужен контракт, мы будем покупать на аукционе». Купили и, видимо, почувствовали разницу, когда есть риск и ценовой, и объемный, а когда есть надежный долгосрочный контракт, который позволяет планировать в средней долгосрочной перспективе свою деятельность», - рассказал недавно заместитель председателя правления российской компании
Александр Медведев.
Топ-менеджер «Газпрома» не должен показывать злорадства. А мы можем. И, наверное, сейчас ее и покажем - имеем право.
Источник:
КОНТ