Развитие ребенка от года до двух: виды проблем с т.з. системы "мама-ребенок"

Jun 10, 2015 09:35

Оригинал взят у getnewpost в Развитие ребенка от года до двух: виды проблем с т.з. системы "мама-ребенок"
в прошлом посте я упоминала про структуру отношений мамы и ребенка, в которой есть три части - мама, ребенок и связь или контакт между ними, как полноценная часть системы .
Попробуем с этой точки зрения посмотреть на некоторые проблемные моменты , которые случаются в отношениях мамы и ребенка второго года жизни - истерики(аффекты, гипобулические реакции), требование внимания(висение на маме), проверка границ и игнорирование запретов.
У меня с этого ракурса вырисовывается интересная и стройная группировочка :

1. Когда ребенок впадает в аффективное состояние, с т.з. системы слабым звеном является сам ребенок, который не справляется с ситуацией, именно ему нужна регуляция и помощь. Поэтому при истерике ребенку замечательно помогает внимание к нему самому, помощь, объятия, любовь. Ребенок страдает и получает помощь и поддержку от мамы.
вот кстати, про поддержку - это важный момент. ребенку , который не справляется с эмоциями нужно от мамы не утешение, а поддержка. Утешение это - "ну-ну, ничего страшного, вот смотри, уже все в порядке". До года мама всегда утешает ребенка собой - "я рядом, все в порядке, ничего страшного" ... А вот после года.. после года утешительный посыл может ребенка только больше расстраивать. Утешение иногда полезно, например, когда ребенок больно ушибся. Утешение полезно, когда ребенок пришел в раскрытые объятия мамы выплакать слезы тщетности - "поплачь мой маленький, поплачь." Но когда ребенок впал в аффективное состояние утешение не помогает, оно отрицает и обесценивает силу чувства ребенка. Для него событие важное и огромное, а утешающая мама говорит, "ну ничего страшного, не плачь". Это злит еще сильней.
Поддержка - это мама,к оторая говорит - "ты расстроен. ты злишься. Да, это очень злит. Ты можешь злиться. Я понимаю тебя." Поддержка - это контейнирование эмоций( В детском возрасте нам необходимо обнаружить, что есть значимые другие, особенно родители, которые способны справиться с тем, с чем мы в себе пока еще справиться не можем. )

2. Когда ребенок виснет на маме и требует постоянного внимания - слабым звеном является контакт между мамой и ребенком, т.е. ребенку не хватает эмоциональных впечатлений, эмоциональной отдачи от мамы и ребенок виснет на маме выжимая из неё если не качество, так количество контакта, взаимодействия.
Такого рода проблемы хорошо решаются через налаживание контакта, чем лучше связь между мамой и ребенком, тем больше ребенок получает эмоциональной и другого рода отдачи, тем больше у него наполненность, сытость впечатлениями.
Второй способ разрешать проблемы с висением на маме и требованием внимания - количественный, когда ребенок добирает впечатления засчет насыщенных событиями дней или общения с другими членами семьи. Как временное решение этот способ вполне годится, в долгосрочной перспективе налаживанию контакта между мамой и ребенком , к сожалению, не способствует.

3. Когда ребенок проверяет границы, то есть находится в тревоге - слабое звено системы - мама. От неё исходит нечто такое, что заставляет ребенка тревожится и искать успокоения проверяя на надежность все ему известные границы. Уточню, что под проверкой границ я имею ввиду состояние, когда ребенок почти непрерывно делает то, что запрещается и ничем иным его заинтересовать нельзя. Такое происходит когда мама , как центр мироздания ребенка, находится в тревоге, депрессии, раздражении и застряла в подобном состоянии на достаточно длительное время. ребенок получает сигналы и пытается доступными ему способами придать себе уверенности в мире.
Соответственно, способ разрешения проблем идет через приведение мамы себя в порядок. Мама возвращается в эмоциональное равновесие - ребенок перестает проверять границы.

Игнорирование запретов отличается от проверки границ состоянием ребенка - проверяющий границы ребенок тревожен, игнорирующий - очень уверен в себе. Проверяющий ребенок постоянно тянется именно к запретным вещам , игнорирующий - именно в данный момент не слышит запрета. Проверяющий границы , услышав запрет скорее всего прекратит действие, но через какой-то период снова пойдет делать именно то, что не разрешается.

Игнорирование запретов - возрастная особенность, не более. Сиюминутное проявление ограниченности возможностей ребенка по контролю за окружающей средой и за своими порывами. Я даже не считаю это проблемой. Более активные и уверенные в себе дети чаще имеют бананы в ушах, более ориентированные на родителей и менее темпераментные - реже. :)

запреты, противление, истерики, психология, воспитание

Previous post Next post
Up