Оригинал взят у
aksik в
вопрос по серии постов о детском садевопрос после постов по тэгу "детский сад" (для новеньких поясню, что здесь разговоры по этому тэгу являются как бы продолжением тэга в моем жж "о детских дошкольных учреждениях", так сложилось :)
"читаю про садик.
возник вопрос о "жизни в коллективе".
другие аргументы я прочитала,а про это не нашла.
остался последний аргумент- ребенок учится в большом коллективе(20-30 человек во дворе не будет) как себя вести с людьми (продолжает учиться), взаимодействовать с группами,подгруппами и каждым в отдельности, конфликтует и отстаивает свою точку зрения, то есть борется,дружит, ведет за собой ,с кем то соглашается и идет за ним. Во дворе такого коллектива не будет.это уже ближе к школе и работе( по кол-ву и основам отношений в группе.)
каково ваше мнение?"
наверное, здесь сразу несколько вопросов. Мое мнение о "работе в коллективе" я писала совсем недавно. В наше время поискать еще работу в коллективе, разве что ребенок будет слесарем второго разряда в большом цеху. Вряд ли большинство родителей преследует именно эту цель :) . По поводу школы и класса в 20-30 человек: даже если родители не стремятся к домашнему образованию (то есть, ребенок не ходит в садик, но пойдет в школу), вливание в коллектив менее болезненно для психики в возрасте 6-7 лет, когда как раз происходит возрастной кризис социализации и формируются первые собственные навыки общения в группах. Ребенок уже стремится к самостоятельному социальному опыту (без посредничества взрослых). Это "возрастное" приобретение, а не результат общения в садике или школе. У домашних детей так же наступает "кризис социализации", от него никуда не уйдешь :). Так вот, в 6-7 лет личность более готова быть самостоятельной в обществе, нежели в 1-3 года. Поэтому если ребенок не ходил в садик, а пойдет в школу, стоит его в предшкольный год поводить на какие-то групповые занятия, чтобы дать возможность адаптироваться в условиях группы, оставлять с кем-то из надежных взрослых, чтобы умел быть без мамы и т.п. Двор - это не единственное место, где можно общаться. Налаживайте общение, организовывайте домашние группы, водите ребенка в студию (не в два-три года, конечно - о студиях будет отдельно) и т.п. Главное, поймите, что "20-30 человек" это как раз не идеал общения, и в школе никогда весь класс не дружит целиком, все разбиваются на пары и маленькие группки. А время от времени попробовать пообщаться в большом коллективе можно и при домашнем образовании, собираясь на какой-то праздник большой компанией с детьми, поехав на экскурсию и т.д. И этот опыт будет куда позитивнее.
Все перечисленные вами навыки ( "как себя вести с людьми (продолжает учиться), взаимодействовать с группами,подгруппами и каждым в отдельности, конфликтует и отстаивает свою точку зрения, то есть борется,дружит, ведет за собой ,с кем то соглашается и идет за ним") формируются не на коллективе из 30 человек, а на 1-2 друзьях запросто. Думаю, 1-2 детей для более-менее регулярного общения вполне можно раздобыть при любых условиях жизни, будь то деревня или мегаполис. навыки общения формируются не количественным показателем! Навыки общения формируются качеством общения. То есть, если ребенок качественно учится общаться с одним другом, и хотя бы изредка бывает в большой компании, никаких проблем "как себя вести с людьми" не будет и быть не может. Но если ребенок привыкает "быть в большом коллективе", где никто не решает конструктивно конфликты, не учит позитивно общаться и т.п. (у воспитателей элементарно нет на это времени и физических сил, и вообще они люди и им надо чай попить и посплетничать, а не разруливать постоянно Васю с Петей) - навыки общения как раз довольно примитивны и к взрослому возрасту сводятся к "человек человеку волк".
еще раз повторю, что общительность-необщительность являются свойствами ВРОЖДЕННОГО темперамента, и против него невозможно применить какой-то "воспитательный метод". То есть необщительные, флегматичные дети будут стойко выдерживать садик и коллектив, но не станут общительными. Общительные, холеричные дети из одного друга в домашних условиях получат все, что им нужно для выработки своих навыков общения, и никогда не станут необщительными, только если вы их поселите в одиночку на необитаемом острове (впрочем, и там они научатся общаться с попугаями или акулами).
Помните советский фильм "Москва слезам не верит"? Главная героиня говорит: "когда троих человек научишься организовывать, после количество не имеет значения". Это очень верно и в смысле взаимодействия с людьми и группами: если ребенок умеет позитивно и конструктивно общаться с двумя друзьями, у него не будет проблем поработать в группе из двадцати человек.