Пишу компиляцию множества разных статей для одной из наших бабушек.
Малышей пугают Бабой-Ягой, бабайкой, уколом, милиционером, злым дядей - список можно продолжать бесконечно. Почему родители прибегают к тактике запугивания?
Часто, призывая на помощь армию устрашающих персонажей, родитель фактически пытается снять с себя ответственность за воспитание: в момент, когда нужно объяснить, поговорить, показать как себя вести на личном примере, потратив на это на полчаса больше времени, родитель предпочитает упростить себе жизнь, свалив всё на выдуманное существо, снимая с себя ответственность. "Если ты сейчас не уснёшь, то придёт бабайка и напугает тебя". А ведь на самом деле взрослый просто хочет, чтобы ребёнок побыстрее заснул, потому что ему нужно заниматься делами, отдыхать и т.д. Справедливо ли обманывать ребёнка, внушая ему страхи, ради того, чтобы облегчить себе жизнь?
А бывает так, что взрослый запугивает ребёнка, передавая ему свои собственные страхи, с которыми он не может справиться самостоятельно. Если взрослый боится заходить с ребёнком в лифт, потому что у него снижена скорость реагирования и он опасается не успеть помочь в экстренной ситуации, то эту проблему взрослому нужно прорабатывать самому. Нужно искать решение, как обойти тяжёлую ситуацию, но передавать свой страх ребёнку нельзя. Как бы не переживал взрослый, для ребёнка он должен источать уверенность и спокойствие. Ведь сам малыш не знает, как ему реагировать на разные новые события и ситуации - он просто не имеет такого опыта. Поэтому он всегда смотрит на лицо взрослого и "считывает" его эмоции. К событию он потом будет относиться именно так, как невольно "показал" взрослый. Поэтому важно, чтобы спокойствие было не только внешним но и внутренним - дети невероятно чувствительны, особенно маленькие - пока они не владеют речью, они активно используют свою интуицию и чувства.
Почему не стоит запугивать?
Причин, почему лучше не запугивать ребёнка, такое множество и каждая из причин настолько серьёзна, что популярность такого метода вызывает недоумение. По каждому пункту существует целая теория, подкреплённая психологами, и очень долго можно расписывать каждый пункт. Чтобы не раздувать текст, оставлю здесь только основные тезисы.
1. Родители, пользующиеся методом запугивания, в итоге часто сталкиваются с психо-соматическими заболеваниями ребёнка, от страхов разного рода может начаться ночное недержание мочи, плохой сон, может появиться паническая боязнь темноты, нахождения в одиночества и прочие нервные расстройства, часто даже не связанные напрямую непосредственно со страшилками.
2. Методом запугивания родители уменьшают в ребёнке способность к сознательному поведению, к мышлению, анализу. Ведь, действуя через страх, взрослый эксплуатирует инстинкты ребёнка, и в результате малыш (не)сделает что-то просто от страха, а не от того, что понимает правильность своего поступка. Мышление в этот момент не задействовано, только страх.
3. Сейчас малыш просто слушает страшилки родителей, веря им. Но со временем он поймёт, что его обманывали и потеряет доверие к обманывавшим его людям. И к более поздним предостережениям "не ходи с незнакомыми" он будет относиться без доверия, ведь большинство остережений из детства оказались вымыслом.
“Если ты не прекратишь сейчас же, отдам тебя тому злому дяде”.
Это очень страшная угроза для малыша, по сути мама говорит ему "Я не люблю тебя, когда ты такой, ты мне такой не нужен". Мама показывает, что не испытывает к ребёнку безусловной любви, её любовь можно только купить хорошим поведением. В то время как маленькому ребёнку необходимо быть уверенным, что его в любом случае любят, такого какой он есть. Вместо понимания, что он в любой момент встретит родительскую поддержку, у него появляются страшные мысли о том, что он один и некому ему помочь, если даже самые близкие люди готовы его отдать злому незнакомцу.
"Если ты не перестанешь, придёт тётя врач и сделает тебе укол", "Прекрати, а то я позову полицейского и он заберёт тебя".
Такими страшилками родители прививают ребёнку страх перед представителями столь важных профессий. Неужели это стоит того, чтобы ребёнка потому невозможно было затащить на прививку в поликлинику? Или чтобы он боялся обратиться к полицейскому в экстренной ситуации на улице? Ведь укол или общение с полицейским - это наказание, как можно ребёнку пойти на наказание добровольно?
"Не лезь, упадёшь", "Не трогай горячее, обожжёшься", "Не заходи в лифт, провалишься", "Не трогй нож, порежешься".
Вместо того, чтобы запугивать и давать негативные прогнозы, тем самым усугубляя в ребёнке неверие в себя и свои силы, лучше потратить личное время и внимание и научить ребёнка делать опасные вещи правильно, на зубок зная технику безопасности. Конечно, речь не идёт об одногодке, мы не вручим малышу нож в руки. Но даже для одногодки формулировать фразу лучше по-другому: произнося ключевое слово (горячо, остро, опасно), демонстрировать на себе возможные негативные последствия.
Что же делать? Информировать!
"Я вижу отчетливую связь детских страхов с развитием у детей ориентации и познания", говорит В.И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач высшей категории. "Полноценное умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим полноценная ориентированность - профилактика детских страхов. Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Умственно отсталый может ничего не бояться, но такое бесстрашие - по недомыслию. Ребенок с полноценными умственными потенциями остро интересуется окружающим его. Ориентация для него жизненная потребность. Не получая удовлетворительного ответа на поэтапно углубляющиеся ориентационно-познавательные вопросы, он отвечает на вопросы сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи. А тут еще и пугают, читая страшные сказки, выделяют интонацией страшное в них, а не познавательный и ориентирующий смысл."
Для того, чтобы не навредить психике ребёнка, нужно отвечать на его вопросы, разговаривать, информировать о разных ситуациях и методах их решения. Если говорить ему правду, он ответит пониманием и доверием. Не забывайте, что владеющий информацией не боится.
Реальные предостережения и техника безопасности
Конечно в жизни есть немало плохого и опасного, о чём ребёнка тоже нужно информировать, поскольку он может столкнуться с такой ситуацией. Как говорить об этом, не навредив?
Во-первых, это должна быть правда. Иначе, разоблачив однажды вашу ложь ребёнок уже не будет вам доверять и соблюдать ваши рекомендации.
Во-вторых, нельзя просто сообщить о проблеме, тем самым заставив ребёнка бояться. Обязательно нужно предоставить методы решения проблемы.
"Предостережение тоже играет на чувстве страха ребенка, поэтому важно отдавать себе отчет, что делается это исключительно в целях сохранения жизни и здоровья, а не ради нашего собственного удобства в воспитании. Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность, или потому, что мне надо, чтобы он послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия.
Однако, даже используя предостережения, будьте очень чувствительны к состоянию и особенностям ребенка. Ранимые, тревожные дети очень близко к сердцу принимают различные страшные картинки возможных последствий. И если вы в красках распишите такому ребенку, что можно повредить себе, упав с высоты, он может наотрез отказаться вообще приближаться к лесенкам на детской площадке." - говорит психолог Евгения Лепешова.
На улице много аварий? Нужно не только чётко соблюдать сигналы светофора, но и каждый раз внимательно смотреть по сторонам; если машина близко, лучше переждать, чем перебежать, потому что, перебегая, можно подскользнуться или направлением своего движения смутить водителя, который может просто не угадать вектор движения. Важно донести до ребёнка, что за рулём машин находятся не безупречные роботы, которые делают всё идеально, а такие же люди, которые могут растеряться и вовремя не сориентироваться. Кроме того, человеку за рулём может неожиданно стать плохо, и тогда водитель не по своей воле выпустит руль. Важно не акцентировать внимание только на плохом: "машины водят больные люди" или "сейчас всё ездят пьяные", потому что на самом деле это не такие уж и частые случаи. Просто нужно учитывать, что обстоятельства бывают разные. К тому моменту, когда вы отпустите ребёнка одного на улицу, он уже вполне сможет это осознать.
По улице ходят плохие дяди? Ну конечно, ребёнку нужно знать об этом. И обязательно ему нужно знать, как вести себя с незнакомыми: никуда с ними не ходить, ничего от них не брать, и лучше совсем не разговаривать, чтобы не доводить разговор до "родителей сейчас нет дома, а мы как раз продали машину и у нас лежат деньги". В случае если взрослый предлагает сходить и посмотреть на что-то, сразу уходить от такого взрослого.
Почему дети боятся?
Психотерапевт В.И. Гарбузов рассказывает, почему это достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном обличье, например в новой шубе, большой мохнатой шапке, и он не может сразу их узнать.
Однако основные причины страхов у детей - неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также издержки умственного воспитания, ведущие к неведению, к сниженному уровню ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию. Умственное развитие детей имеет прямое отношение к характеру детских страхов. И вновь ключ в вопросах ребенка. Он спрашивает до двух лет "что это?" и "кто это?" не только для того, чтобы познать, что есть что и кто есть кто, но и чтобы знать, опасны или безопасны эти кто-то и что-то. До двух лет основные страхи - страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными.
С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?" и "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т.д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью). С вопросом "почему?" от трех до четырех лет приходят страх последствий поступков, а с этим и страх наказания. Ребенок более всего боится того, о чем ничего не знает. И такой страх естественен, он побуждает задавать вопрос "почему?", чтобы узнать о еще неизвестном.
К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы: "А я не умру?", "А ты, мама, не умрешь?" Страх смерти естественен. Инстинкт самосохранения - инстинкт выживания. Он против смерти. С ним рождаются. Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием.
Основные правила
Снова обратимся к Гарбузову.
1) Детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом.
Последствия его - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
2) Родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то что у него есть родители.
Женщины лучше переносят боль и нередко мужественнее, чем мужчины, преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов.
3) Ребенка никогда не оставляют одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.
Показателен эксперимент Лиделла. Двух козлят, трехнедельных близнецов, эпизодически испытывали ударом электрического тока. Козленок, находившийся рядом с матерью, относительно спокойно переносил испытание. Козленок, которому все это довелось переживать в одиночестве, в ужасе забивался в угол. Спустя некоторое время козлят выпустили в стадо. Через два года этих животных, уже взрослых, подвергли тем же испытаниям. Козел, который в трехнедельном возрасте испытывал удары электрического тока рядом с матерью, и при повторении эксперимента переносил процедуру вполне спокойно. Другой же становился заторможенным, испуганным, как только попадал в помещение, где проводился эксперимент.
Ребенку, лишенному помощи родителей, не познать мир без излишних страхов.
Побороть свои собственные страхи
Как уже было сказано в начале, для взрослого очень важно побороть свои страхи, сохранять спокойствие и невозмутимость, потому что ребёнок считывает эмоции взрослого и учится, считая что именно так нужно реагировать на ситуацию.
На эту тему приведу историю, которую рассказала постоянная участница "Совей игры" Ольга Успанова.
"Вышла сегодня в обед пройтись, мозги проветрить. Посидела на лавочке с книжкой, понаблюдала за нестарой еще бабушкой, воспитывающей внучку:"Вот если не будешь слушаться, оставлю тебя на улице, и живи как хочешь!" Несчастный ребенок плакал, хватался за бабушку и просил прощения. В глазах у девочки был ничем не прикрытый ужас...
А мне вдруг вспомнилось... Я однажды спросила у моей свекрови, пережившей ребенком всю блокаду Леннграда в осажденном городе, помнит ли она хоть что-нибудь.
Вероника Всеволодовна задумалась, и сказала, что помнит очень и очень много, лет с трех, но воспоминания самые обычные - как ходили гулять и в магазин, как разжигали печку, как приезжал папа и привез куклу. Ни голода, ни бомбежек, ничего из того ужаса, о котором все мы наслышаны-начитаны, ее детская память совершенно не сохранила. Помню, что я очень удивилась - ну как же так, мой папа, ее ровесник, помнит очень много из сугубо военных моментов, хотя мой дед даже не воевал в Великую Отечественную, а тут...
Пришлось спрашивать бабушку мужа. И мне рассказали совершенно потрясающую историю. Надо сказать, что покойная уже Татьяна Владимировна была удивительным человеком.
Не имея психологического образования, она каким-то шестым чувством поняла, что маленький человечек не умеет бояться сам - он боится страха своих близких. Если мама спокойна, если она воспринимает ситуацию как нормальную - то и ребенок не будет пугаться и плакать. Поэтому, когда включалась сирена, предупреждавшая о бомбежке, Татьяна Владимировна не кидалась в панике и ужасе, хватая вещи. Она совершенно спокойно вставала, не торопясь одевалась сама, и одевала дочь, разговаривая с ней о простых домашних вещах, и также спокойно они спускалась в бомбоубежище, где пели песенки, читали книжки, играли в простые игры. При этом вокруг, как я понимаю, был ад кромешный - свист снарядов, взрывы, женщины, дети плачут, но маленькая Ника просто все это не воспринимала - ведь мама спокойна, значит, все в порядке. При этом два раза бомбы взрывались буквально на пороге их дома.
Однажды Татьяна Владимировна услышала, как разбилось окно - горячий осколок пробуровил паркет возле рояля, в двух шагах от игравшей Ники. Она рассказывала, что ей пришлось приложить серьезное усилие, чтобы не кинуться к ребенку, не схватить в охапку, а взять себя в руки, подойти, сказать спокойно - ну вот, окно разбилось, взять Нику за руку, увести - тоже очень спокойно - в другую комнату, и после этого заклеить окно и убрать стекла. Эта глубокая царапина в дубовом паркете уже пережила две циклевки пола, и все равно еще очень заметна... Мне становилось нехорошо, даже когда я просто на нее смотрела, представляя, что это МОЙ ребенок играет рядом с этой горячей смертью. Какое же самообладание нужно иметь, чтобы справляться с совершенно естественными чувствами - страхом, неопределенностью, одиночеством, и все ради того, чтобы ребенок вырос нормальным человеком, без этого страшного комплекса всего поколения, которое позже назвали по всему миру просто "дети войны". Я тогда была молодой мамой, и постаралась усвоить урок, хотя боюсь, что была плохой ученицей.
И когда я вижу, как современные мамы и бабушки целенаправленно запугивают детей, и даже сталкиваюсь с тем, что мамочки советуют "Лучше запугать как следует, пусть лучше ребенок всех и всего боится, чем его уведет маньяк, укусит собака, обожжется, упадет с лестницы, или еще что", я понимаю - лет через пятнадцадь-двадцадь мы получим смертельно напуганное поколение."
Взято отсюда:
http://elochkina.livejournal.com/66803.html