Кризис 2-х и 3-х лет

Jul 05, 2013 13:12

Оригинал взят у lyakolya в Кризис 2-х и 3-х лет
Как-то они у меня прошли без перерыва
Началось все с педантичности двухлеток, на счастье я прочитала вот этот журнал
и как- то подготовилась, по крайней мере понимала, что с моим дитяткой происходит. Параллельно я пошла учиться вот сюда , а потом сюда, разобралась с созависимостью с мамой, в общем, происходило очень много личных изменений, которые позволили мне самой стать более зрелой и твердо-стоящей на ногах и помочь моему ребенку добиться того же
итак, как это было.Вообще, началось все где-то в год и 10, мы поехали в гости, где я должна была оставить пакет с банками. Томи я еще тогда не привыкла предупреждать о подобных своих намерениях, поэтому даже не поняла, почему у него началась такая страшная истерика на выходе. Спустя минут 10, я поняла, что это про оставленный пакет. Объяснила, что пакет именно сюда и шел- и все, малыш успокоился и затих. Потом была Греция с первой в его жизни сложной адаптацией к новой стране. Я тогда еще многого не понимала, успокаивала как могла просила выражать просьбы вот так, потом я начала разбираться с проблемой и действовать более профессионально.
Про Планирование и контроль.
Для начала, начитавшись статей, я, уезжая в Тайланд, убрала большинство игрушек, понимая, что педантичному двухлетке будет проблематично по возвращении следить за всем этим богатством. Затем я ввела в привычку рассказывать ребенку о планах на день, на час, на пять минут. Надо понимать, что для 2-2,5 летки план- это детальный план, это ооооочень детальный план. Например, фраза сегодня мы поедем в аэропорт и полетим в Тайланд- это вообще не фига не план. Так можно сказать за день до, дальше нужна максимальная расшифровка с дальнейшей детализацией тем более дробной, чем более необычно и близко событие. Например, по дороге в аэропорт, обязательно нужно рассказать все в деталях. Например, сейчас мы едем на машинке в аэропорт, наши чемоданы (перечисляем чемоданы) лежат в багажнике, еще у мамы есть сумка- вот она. Мы приедем в аэропорт, папа выйдет из машины и пойдет за телегой, мы вытащим чемоданы и положим их в телегу, сумку мама понесет на плече, потом мы пойдем в аэропорт. Мама будет держать Томи за ручку, а папа повезет телегу, на входе будет осмотр багажа, папа положит чемоданы на ленту, и они уедут, мы пройдем через дверку и встретил чемоданы с другой стороны. Обязательно надо предупредить ребенка, что чемоданы мы сдадим в багаж ( объяснить, что они полетят в животике у самолета) . В общем, максимально все рассказывать и повторять непосредственно перед событием. Это очень важно, потому что все это про контроль. Двухлетки осознают, что они такие же как мама и папа, а мама и папа- боги, они все знают и контролируют, и вот двухлетки тоже начинают контролировать, и им надо помочь это делать, а кроме того, внушить уверенность, что мама все знает и все контролирует, тогда пройдя быстренько этот период, детка снова научится вам доверять и идти за вами, и тогда уже будет достаточно фразы- все хорошо, у мамы все под контролем. Мама рядом,Мама поможет, пойдем.
Вообще, для меня в этих двух кризисах очень много про планирование и контроль.
Не дай вам бог оказаться с контролирующим двухлеткой в компании годоваса, у которого мама еще не поняла, что ему можно, а что нет. Мама своему ребенку что-то запретит, потом передумает и разрешит, а двухлетка будет продолжать контролировать запрет. Они реально всемогущи в своих глазах в это время, а значит,у них все должно быть под контролем.В том числе и их имущество.
Про Мое и Твое.
В нашей стране, это вообще тема больная. Вот он, всемогущий такой двухлеточка, вот у него лопата, а , кстати сказать, отделить себя от лопаты он пока не может- границы пока только строятся и вот другой ребенок берет его лопату (можно сказать, берет его руку или ногу). Для ребенка это катастрофа, а мама тут говорит "Ладно, пусть малыш тоже поиграет"
Так и хочется сказать такой маме "Дай-ка ключи от машины, я ведь тоже хочу покататься, а воооон та тетенька совсем не против тоже поспать с твоим мужем". В общем, я за то, чтобы дать этому чувству собственничества быть. Ведь если ребенок не поймет, где то, что принадлежит ему, то он не поймет и где чужое, и зачем свое нужно. А как тогда мальчику, будущему мужчине, деньги зарабатывать, да и девочке-женщине, как понять, что это ее муж и ненормально его с кем-то делить. В общем, да, я за то, что личное выше общественного.
Мне и себе-то пришлось это право на СВОЕ доказывать, и ребенку своему, а потом и другим взрослым. И бесконечные мои "ему можно", и развернутые объяснения взрослым тетям про то, что не надо им у своих же детей отбирать лопатки и отдавать моему даже если он просит, и обучение моего ребенка просить и выдерживать отказ, и объяснение чужим детям, про то, что наш самокат - не общий - все это казалось бесконечным. Пока вдруг, в 2 года и 7 месяцев мой мальчик не дал свой кораблик девочке поиграть, пусть всего на 10 секунд, но это ведь в первый раз), пока он не научился предлагать играть по очереди, пока он не стал спрашивать разрешения взять чужую игрушку. Тогда я поняла, что оно того стоит. И снова и снова я говорю с ним об этом, потому что он еще учится, потому что я - мама, я ему помогу, и вместе мы справимся.
Про рождение Личности. (кусочек из моего реферата)
Кризис трёх лет - (греч. krisis - решение, поворотный пункт и только и так надо это воспринимать) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
"Кризис трёх лет" - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-его до первого полугодия 4-го гг. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса. Я попыталась сформулировать свое видение целей ради которых и проявляются эти симптомы.
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте
Цель: Ребенок учится говорить Нет
Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
Цель :Ребенок учится отстаивать свое мнение
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, а не против конкретного взрослого.
Цель: Ребенок учится отстаивать свое мнение
Своеволие. стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи "Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.
Цель: Ребенок учится самостоятельности, развивается самолюбие, энергия дерзновения, необходимая для достижения своих целей.
Обесценивание взрослых. В глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки
Цель: Ребенок сепарируется от родителей и от всего, что «держит» его в прошлом возрастном периоде.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. "Всё поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними",- писал Л. С. Выготский. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
Цель: Ребенок сепарируется от взрослых, готовится к новым социальным ролям.
Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
Цель: Ребенок определяет свои и чужие границы.
Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослого , рвет социальные связи, которые раньше объединяли его со взрослыми. Л.С.Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые , более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д.Б.Эльконин, кризис трех лет- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».
Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

От себя

Кризис трех лет - кризис рождения личности, при переходе на новую ступень, ребенок осознает себя как личность, отделяясь от матери. Он научается осознавать и оценивать себя, как бы отражаясь в реакциях на него близких людей.
Это кризис отделения, пройдя который ребенок становится способен самостоятельно вступать в другие отношения, социализироваться.
Это кризис, после которого ребенок осознает свои границы, границы других людей, границы как опоры, а не как ограничения.
Навряд ли можно преувеличить важность этого этапа развития ребенка.
Задача родителей -помочь ребенку, поддержать его в этих родах его самости. И как и в физиологических родах, всем здесь приходится нелегко, но цель оправдывает средства. Когда кризис позади, рождается личность, уникальный, удивительный человек.
Часто проявлением кризиса становятся детские истерики, про них здорово написано вот здесь
Мой ребенок истерил, пару раз ложился на пол в магазинах. Мое мнение - такая мощная реакция это не назло родителям, это потому что ребенку очень тяжело и плохо в этот момент. И ему надо помочь. У меня даже формулировка такая есть - тебе сейчас очень плохо, я тебе помогу, дальше хватаю ребенка и начинаю ему психологически зеркалить.
Говорю "Томи сейчас очень плохо" (именно по имени его называю, а не тыкаю на него, а то если говорить ты, то он как бы защищается и отрицает сразу все), Томи хочет на площадку, а мама привела его в магазин. Все. Если угадала, ребенок кивает и успокаивается, если не угадала, перебираю дальше варианты, почему ему плохо и какую конкретно эмоцию он испытывает. Злость, страх, раздражение. Иногда предлагаю показать КАК он злится, какое у него лицо при этом, как он кулаки сжал, можем даже поколотить что-то вместе. Ребенок понимает, что его услышали и поняли, и зачастую ему этого хватает, чтобы успокоиться. И даже никаких обещаний и изменений не нужно.

Вот такой вот прекрасно-расколбасный период)
Очень он мне нравится еще и появлением у ребенка речи.
Мой ребенок очень рано и хорошо заговорил, но, тем не менее, мы по полной столкнулись с проблемой несоответствия внутренней речи и внешней.

Про слова и мысли.
Ребенок говорит, но кроме той речи, которую он уже может облечь в слова, у него есть еще внутренняя речь и ЗАМЫСЕЛ, и он, ребенок, уверен, что уж кто-кто, а мама точно его внутреннюю речь слышит и понимает. Придумал ребенок, что из комнаты в кухню надо идти вдоль правой стенки, а не вдоль левой, а мама пошла вдоль левой - получи ор. Я и здесь за то, что ребенка надо услышать, в том числе и его внутреннюю речь.
И поиграть с его воображением, и вообще, открыть ему дверку в мир фантазий. Очень здорово вот в этом журнале про маму-фею.
Если я сталкиваюсь с тем, что не могу угадать детскую фантазию, то я часто начинаю фантазировать дальше и увлекать ребенка в мир воображения дальше. Например, как в истории с проходом в кухню, могу предложить в кухню не идти, а плыть как рыбы. Говорю "Крибли-крабли-бум" и превращаю нас в рыб.
Очень мне нравится с детьми в этом мире фантазий, играть в воображаемые предметы, улетать на другие планеты. Класс! И без игрушки в дороге можно этим же заняться.
Мир фантазий во многих ситуациях может выручить.

В мире фантазий можно все. Здесь и терапевтическая сказка и отработка любых стрессов и запретных мыслей.
И, главное, что именно в 2-3 года мир фантазий деткам открывается и это самый сензитивный период для развития этого волшебного навыка))
но про это - отдельный пост.

запреты, противление, истерики, нежелание детей делиться вещами, психология, воспитание

Previous post Next post
Up