Оригинал взят у
manmarensya в
PBH - проектный метод - разделяй и властвуй.http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/sharing-power Разделяем ответственность и власть над образовательным процессом.
Автор: Лори Пикерт
Воля и сила детей способны сделать процесс получения образования более сложным, чем он есть и должен быть. Ни одна методика не сработает, пока студенты не станут частью образовательного процесса и планирования. Каждая группа учеников или отдельные ученики хочет иметь возможность выполнить работы с минимальным вмешательством со стороны тех, у кого есть больше власти и влияния. Когда же власть делится между всеми участниками образовательного процесса, соответствующее поведение и мотивация приходят сами.
Если вы читали мои комментарии, то знаете, что некоторые люди считают проектный хоумскулинг слишком ориентированным на детей - «ребенко-центричным», дающим детям слишком много свободы и власти. Цитирую один комментарий: «Больше всего в обучении на основе интересов ребенка меня смущает то, что у детей вырабатывается привычка делать всё только для себя. Мои друзья хоумскулеры критично относятся к такому обучению, они думают, что дети привыкают к мысли, что мир крутится вокруг них, а взрослые существуют для того, чтобы обслуживать их интересны. Они считают, что строгая программа и 6 часов за партой способны дать детям больше».
Вот, что я тогда ответила: «Я уверена в том, что дети хотят учиться, и становятся страстными учениками только тогда, когда понимают, как изучаемый материал связан с ними самими, с их интересами и целями. А для чего вообще нужно образование, если не для этого? Строгий учебный план, 6 часов в день за партой, для чего такое обучение? Служит ли оно связи с истинными интересами детей и достижению их целей?.... Учебная программа, построенная на основе переговоров между родителями и детьми, укрепляет взаимоотношения.»
Сам посыл - «обучение служит интересам ребенка» - приводит к мысли о том, что с обучением приходит и труд, и ответственность, пробы и ошибки, эксперименты и пр. Работа (учеба) не может быть оторвана от всего остального, она должна быть на своем месте. Зачем ребенку бросать все сила на то, что ему не интересно? Проектное обучение индивидуально, оно подразумевает, что ребенок отдаст все свои силы и старания, но тому, что глубоко ему интересно.
Как-то я задавала вопрос, почему так многие взрослые так плохо думают о своих детях и их возможностях? Я полагаю, что это из-за того, что взрослые крайне низко ценят свои способности, поэтому они переносят эти негативные убеждения на детей. Если бы взрослые считали себя способными учениками, которые с радостью воспринимают любой вызов, наверняка, они бы считали и детей таковыми.
Многие взрослые не хотят или боятся делиться властью. Они не хотят помочь детям научиться быть ответственным за свою часть учебного расписания. Чтобы заниматься по совместной учебной программе, взрослому надо не только выполнять свои обязательства, но и учить детей двигаться к поставленной цели. Многие думают, что это слишком трудоемко и сложно. Гораздо проще давать детям конкретные задания и получать ответы на листочках.
Однако, чем меньше автономии имеют дети, тем меньше они вовлечены в процесс. Чем меньше они связаны с тем, что они учат, тем меньшие усилий они готовы прикладывать. Они отбывают своё время, дожидаясь окончания урока или выполнения задания, чтобы, наконец, приступить к тому, что им действительно интересно.
Когда вы связываете обучение детей с тем, что им по-настоящему интересно, к чему они уже имеют сильную мотивацию, вы помогаете им развить и проявить их настоящие способности.
Так у детей появляется больше реальной свободы, так они берут ответственность за обучение на себя.
Свобода и ответственность идут рука об руку. Критики считают, что при таком обучении дети будут вольны ничего не делать, забывая факт, что дети сами берут ответственность за обучение в обмен на реальную свободу. Критики видят только то, что получают дети, но забывают о том, что отдают они в ответ.
То, как устроены наши школы, с их иерархией в отношении власти, уничтожает любое свободное мышление. В школах мы можем научить детей навыкам мышления, но не можем научить их применять полученные навыки к реальной жизни. Как научить детей в школе работать над чем-то, что уже выполнено достаточно хорошо? Будет ли ученик развивать выбранную тему, когда положительная оценка за проект уже стоит?
Что мы можем - это создать образовательную среду, которая позволяете ребенку развивать свои качества. Если вы не делите власть над процессом получения знаний, если вы не привязываете само обучение к тому, что волнует ребенка, что ему интересно - вы не помогаете ему достичь своего личного максимума. Если вы не делите власть в обучении, вы учите детей, как получить хорошую оценку, но вы не учите их управлять собственным обучением.
Из комментариев Лори: Возможно слишком много взрослых приравнивают обладание вещами (дома, машины, телефоны) достижению счастья, поэтому они искренне считают, что счастье - это подготовка детей к успешной продаже себя на рынке вакансий. Если вдуматься, то такой подход равен первобытному мышлению - так вырастают люди, жаждущие отхватить лучшую пещеру и более жирного мамонта.
Иногда родители говорят, что они поступают так из страха, а не от жадности…, кто знает, чего ожидать от неустойчивой экономики.
Мы не можем контролировать рынок профессий или предсказать, что будет с глобальной экономикой, когда наши дети вступят во взрослую жизнь, когда им исполнится 50 лет. Нам надо думать о том, чтобы помочь нашим детям стать такими людьми, которые смогут справиться с любой ситуацией, с любой экономикой. Людьми, чье счастье прочно и крепко, вне зависимости от положения на рынке.
Антуан Экзюпери говорил: «Что касается будущего, то ваша задача не предсказывать его, а помочь ему осуществиться».