Я люблю театр. Сильно и искренне. Глядя на талантливую постановку, я испытываю чувство яркого и томного зрительского счастья, а театральные неудачи вызывают у меня ни менее сильные чувства: досада, возмущение, разочарование. Я могу вечность спорить о художественных ценностях того или иного спектакля, об убедительности актерской игры, о степени раскрытия темы - это вопросы сложные и неоднозначные, в большинстве своем субъективные - и порассуждать, выслушать чужое мнение крайне интересно и познавательно. Но существует в театральном мире одно явление, которое вызывает мое категоричное «Нет. Никогда не пойму и не приму». Это, так называемое, «новое прочтение классики».
Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров. Начнем с академического театра: опера «Волшебная флейта» в горячо любимом мною Большом. Сказочное, магическое творение великого Моцарта было превращено в бульварно-авангардное действо: тетки в милицейских костюмах, мужики, греющиеся в солярии, огромная резиновая утка, вывозящая на сцену исполнителей. А теперь вопрос создателям - специалистам в области музыки: и где тут Вольфганг Амадей? Где его идеи, настроения, его либретто на худой конец? Ничего не осталось от «Волшебной флейты» кроме откровенного надругательства над жемчужиной оперного наследия на сцене главного театра страны.
Но опера и балет - все-таки достаточно консервативные формы, по сравнению с театром драматическим. Здесь полное раздолье для постановщиков - творят, что хотят. Например, горькое и противное чувство я испытала от просмотра «Евгения Онегина» в Театре на Таганке. Этому спектаклю я даже как-то посвятила возмущенный пост - ну не могла я остаться равнодушной, глядя как Ленский выделывает «лунную походку», а Онегин читает рэп. Театральные поклонники тут же в комментариях тактично упрекнули меня в закостенелости и непонимании. Да, они правы. Я действительно не понимаю. Зачем и кому нужно «новое прочтение»?
Вот несколько векторов моего негодования.
Ну во-первых, с моей точки зрения, желание прочитать «по-новому» исходит из неумения прочесть произведение по-настоящему. Любое литературное творение связано с эпохой - связано неотделимо, крепко, сложными социально-психологическими узами, и поэтому уже одна попытка «переместить» героев в современные декорации чревата искажением философии произведения. Во-вторых, новшества чаще всего преследуют цель упростить текст и развлечь зрителя неожиданными пассажами, что заостряет внимание на форме, оставляя содержание в стороне. Допустимо ли это, когда мы говорим о литературном произведении? В-третьих, стоит все-таки четко видеть границы. Если речь идет, например, о комедии, где главные герои тяготеют «типам», то вполне возможно переселить их в наш мир - хотя все равно вопрос спорный, выйграет ли тот же Мольер от этого или нет. Но если речь о глубоком произведении, то как можно позволять себе даже думать об изменениях? И кто такие, эти современные режиссеры, что позволяют себе перекраивать великое? Ну и наконец, надо знать рамки реформ. Если, грубо говоря, режиссер увидел какую-либо сцену под аккомпанемент, который автором, разумеется, даже не мыслился, то такое музыкальное дополнение можно понять. Но чаще всего нововведения принимают поистине карнавальный размах. Начинается откровенное и бессовестное глумление, называемое творческими людьми «экспериментом».
Ну и напоследок, небольшое нравственно-моральное замечание: нам мой взгляд, переделка классики - это элементарное неуважение к самим писателям, отсутствие чуткости, воспитания и эстетического чутья - качеств, на мой взгляд, обязательных для любого человека искусства.
Пишется великое множество современных пьес на разные мотивы: хотите крови на сцене - ставьте триллер, хотите секса - ставьте эротическую мелодраму. Но не надо раздевать пушкинскую Татьяну и совать пистолет в руки Чацкому! Хотя, возможно, круг современных драматических произведений слишком беден, и именно от собственной скудности театральный мир кинулся реконструировать классику. Но тогда тем более: какое право вы, не способные написать современную приличную пьесу, имеете на вольное обращение со святым и великим?..
Все эти размышления, то и дело возникающие в моей голове, породили творческий порыв, и я написала небольшой рассказ. Решила пофантазировать на тему театрального новаторства, довести идею «нового прочтения» до абсурда. В общем, более ничего не буду объяснять, читайте сами. Повествование слегка сюрреалистическое, не удивляйтесь. Буду рада, если поделитесь своими мнениями! Итак:
http://zhurnal.lib.ru/c/chizh_n_p/nowator.shtml