Разбитая ваза

Sep 08, 2014 12:28



"Речь идёт об интеллигентности, великодушии, если хотите человеческой сдержанности.


Это произошло в 1925-м - 26 -м годах. Мой дед Кудрявцев Николай Дмитриевич до революции был успешным купцом, а в годы НЭПа переквалифицировался в нэпманы, хотя изначально понимал, что это ненадолго. Так оно и получилось. Всё его имущество, а это в числе прочего, три 4-х этажных дома на улицах Рождественских и Лиговской отобрали, его сослали на Урал, в Тугулым, а отца в 1932 году осудила тройка по ст. 58 п. 10, отправив его Сиблаг, о чём я тоже писал в своих статьях.

По понятным причинам отец с братом имели возможность учиться в элитных школах. Отец учился в Anna Schule, брат - в Peter Schule. Преподавание в школах велось на немецком языке. Вместе с отцом учился его друг Александр Менакер - отец Андрея Миронова.



В доказательство этого факта привожу снимок из его альбомчика. Подобные альбомчики были в моде у молодёжи и в период моего детства, правда, они не были на вид такими привлекательными, как в те далёкие времена, поскольку весь мир насилья был разрушен до основанья, а создать сразу ничего путного не получалось.

Под такие альбомы приспосабливались какие-то блокнотики, или они склеивались самостоятельно из грубой бумаги, да и послания в них писались попроще.

Например: - Когда ты будешь бабушкой, надень свои очки

И вместе со своим дедушкой прочти эти стишки.

На некоторых страницах внизу загибались уголочки, открыв которые можно было нарваться: - Не суй свой нос, куда не просят.

Альбомчик этот бабушка сумела сохранить, как мне до сих пор не понятно, ведь у них отобрали практически всё имущество, и они поселились несколько семей в большой квартире на Гражданской.



Эти пушкинские строки написал мальчик, которому, как и отцу было не полных 13 лет.

Друзья часто бывали в гостях друг у друга, мой дед и бабушка были знакомы с родителями Александра, но приятелями не были, ни когда.

Ленинград в те годы не был таким огромным, как теперь, все культурные заведения, престижные школы находились в центре города, и все состоятельные люди отдавали своих детей в одни и те же учебные заведения. Поэтому некоторые мои предки учились вместе с будущими знаменитостями, не ведая о том, кем они будут в дальнейшем.

Так моя двоюродная тётя Зоя Комиссарова училась в одном классе с Аркадием Райкиным. Она рассказывала мне. Что ещё в те годы он был предрасположен к некоторым несерьёзным проявлениям в поведении (долго подбирал подходящее не обидное выражение), что вызывало у одноклассников некоторое раздражение.

Описанный мною инцидент произошёл дома у Менакеров. Три мальчика - Александр Менакер, мой отец Сергей и третий, фамилию и имя которого отец вспомнить не смог, заигрались и уронили старинную, очень ценную, дорогую вазу. Мальчишки просто оцепенели от ужаса, ожидая любой кары.

На шум в комнату зашёл отец Александра, посмотрев на ребят, он сразу оценил обстановку и выдал: - Ребята, ну что Вы так переживаете, зачем её жалеть, она же такая старая. Дети поразились такому великодушию, они были глубоко признательны ему и благодарны за такую развязку этого неприятного случая. Отец до конца дней так и не забыл его, и рассказал его мне в восьмидесятых годах.

Лет пять назад, придя с работы домой, включаю телевизор и застаю конец передачи, на которой представительный мужчина заканчивал рассказывать эту историю про разбитую вазу. Я понял сразу, что это был сын того третьего мальчика, которого отец не мог вспомнить.

Передача быстро закончилась, и я, к сожалению, не узнал, кто это был. А было бы интересно.

Отец после выхода на свободу с поражением в правах, в Ленинграде больше не жил и связь с Александром не поддерживал, было не того, старался не высовываться."

источник

Дорогие друзья! Этот пост от Кудрявцева Святослава Сергеевича, я периодически делюсь его статьями в ЖЖ. Поразительная личность! Очень рекомендую.

из постов фдрузей

Previous post Next post
Up