Пасхальное: о Христовой любви и цивилизационных ценностях

Apr 23, 2011 11:47

Образ Христа.  В нем присутствуют оба варианта Любви: любовь как жертва (распятие) и любовь как служение (деятельная забота, отклик-помощь).  Жертвенность связывается со страданием (но с чувством удовлетворения от выполнямого, от реализации своих задумок), служение - с радостью (что рождает чувство удовольствия от самого процесса служения).

(Продолжить)Интересно, что католицизм и протестантизм (западная цивилизация - с ярко выраженным мужским началом; см. Р. Джонсон "Мы") делают акцент на страданиях, жертвенном характере любви Христа (здесь, достаточно вспомнить фильм католика М. Гибсона "Страсти Христовы"); тогда как православие (российская цивилизация - цивилизация с ярко выраженным женским началом; см. Н. Бердяева,В. Розанова, В. Соловьева) акцентирует понимание бога как изливающуюся любовь, заботу, помощь, исцеляющего дух и тело.  Почеркивается либо жертвенная сущность Христа - на Западе (он спасает мир своею жертвой), либо Его любящяя сущность - православие (он спасает мир примером милосердного служения).  Кстати, именно это неявное, подчас, разведение на Западе жертвы и любви, привело к тому, что источником жертвы признавалась не только любовь, но и долг (Кант, вообще прямо противопоставляет долг и любовь, отдавая первому безуслоный приоритет в плане мотивов подлинно нравственного поступка; а любовь, у него, это - склонность, которая вне моральна как мотив).

Но, с другой стороны, внутри разных ветвей христианской культуры произошел  своеобразный диалог смыслов. Так, на Западе главный праздник - Рождество как символ земной жизни Христа, его СЛУЖЕНИЯ, причем активно-деятельного служения. Отсюда, эта-вот-жизнь считается ценностью, любовь состоит в ТВОРЧЕСКОМ преобразование мира вокруг (ведь ведьм сжигали тоже "из любви" к ним, спасая их души в очищающем пламени костров).  В пределе такое служение приобретает явный жертвенный оттенок -- будь то целибат священников, или обязательность жертвы тела под судом инквизиции, или стигматы и т.п.  И распятие понимается как жертва (причем, жертва, прежде всего, тела), как свободное самопожертвование бога; основная ценность этой цивилизации - СВОБОДА.

В православии главным праздником негласно считается именно Пасха как символ воскрешения к подлинной жизни, на фоне которой земная жизнь воспринимается только как средство приуготовления души к будущей вечной жизни.  Вот вам: и жизнь "на авось", и безусловное неприятие ценности материального, и неупорядоченность природного и социального пространства, ибо основное - это упорядочение жизни души (вся русская литература говорит об этом). Жертва переживается как отвержение ценности благополучия в этой жизни здесь-и-сейчас во имя целостности человека (душа и тело не противопоставляются в идеале, так как тело может быть вполне обожено; им не жертвовать надо, а преображать внутренним светом души).  Распятие Христа понимается, прежде всего, как преодоление расколотости мира, возникшего в результате отпадения от бога, как возвращение к изначальному единству Святой Троицы, которая есть сама ЛЮБОВЬ, любовь как СВОБОДНОЕ сострадание, как отклик.

Отсюда, стоит заметить, что свобода, конечно, является общехристианской ценностью. Но она получает разные приортетные формы реализации и коннотации. Так, творчество (в контексте религиозного видения) предстает в качестве создания нового порядка (Запад) или как воссоздания изначальной гармонии (Россия), а любовь как свободная жертва (Запад) или как свободное служение (Россия).  

православие., любовь-служение, ценности, протестантизм, любовь-жертва, католицизм

Previous post Next post
Up