Решила вот добавить свои несколько капель воды на мельницу обсуждения сериала "Молодой Папа", представившего очень неоднозначный образ избранного - в молодом для папства возрасте - Папы Римского Пия XIII. В сети можно встретить огромное количество текстов с шикарным анализом символического ряда полотна, безупречно сотканного Паоло Соррентино. И, правда, за многие годы я столкнулась с текстом, где нет ни одного случайного знака, будь то жест, поворот головы, музыкальное сопровождение, живописное произведение, скульптура, природный ланшафт, композиция кадра и т.п. Много раз в течение просмотра я возвращалась к отдельным эпизодам, чтобы получше вчувствоваться в их символику, уловить то, что не смогла при первой встрече. Я же попробую в своем тексте прикоснуться к созданному образу молодого Папы Римского с позиций юнгианства, сквозь призму разворачивающейся на глазах борьбы и игры архетипов... Я совсем не претендую на создание полноценной картины его личности, но попробую осветить отдельные ее стороны...
I. Первый психологический конфликт - конфликт архетипов - лежит на поверхности, отразившись в названии сериала "Молодой папа". Ленни Белардо изначально предстает нерешившимся на выбор между архетипами Великой Матери и Анимой (Вечной Женственностью). Он, как герой аркана из колоды Таро
"Повешенный", привязан за ногу к своему прошлому (увяз в нем), в котором он брошен родителями: Ленни живет в вечном огляде на образ матери в бездонной тоске по ней. И даже сестра Мэри, ставшая его воспитательницей в приюте, не смогла притупить эту тоску.
1. Сковывающее действие архетипа Великой Матери явно можно увидеть в следующих чертах и поведенческих реакциях Папы Римского:
А. Инфантильность.
- Неспособность на реальную самостоятельность, нужда в том, чтобы ему не просто советовали, а направляли в его папстве. Роль матери сыграла сестра Мэри, ставшая его личным секретарем, роль отца - кардинал Спенсер. Данная потребность в них коренится в том, что в Ленни молчит до определенного момента творческая жила (как он сам говорит, он привык лишь конспектировать, а здесь нужно самому писать проповеди и речи). И это молчание - итог игнорирования Анимы в себе, которая, как выясняется по ходу сериала, была в его жизни и даже спровоцировала написание им прекрасных возвышенных любовных писем, хотя она и была скорее плодом его воображения, чем реальной женщиной-носительницей этого архетипа для Ленни. Однако именно Анима ответственна за творческие порывы в человеке, за тягу к движению, изменению.
- То ли детская наивность/невинность, то ли подростковый бунт, то ли прозрение, но вот в этом его "я сам себе Господь Всемогущий" с последующим раскаянием и признаем всемогущества Бога также можно увидеть эту самую неспособность принимать решения, ибо он ждет, что Бог надиктует ему первую проповедь для его конспектирования. Причина этого - отстутствие своего зрелого Анимуса, развитие которого всегда инициируется женственностью, но гасится матерью (как архетипами).
- Самовольство: хочу курю, хочу милую, хочу грублю (сестре Мэри, например), хочу сквернословлю, хочу назначаю своим секретарем женщину - игра во власть. Игра во власть отличается от реального властвования пониманием ответственности за происходящее и жизнь твоего окружения (что начнет приходить к нему позже).
- Само принятие сана священника, со слов Пия XIII, является бегством и трусостью, а значит говорит о незрелости Мужчины в душах сановников. Ленни говорит о страхе любить, чтобы не страдать: по сути, это - описанный Юнгом страх перед собственным поглощением женщиной в образе Великой (Ужасной) Матери, а также - страх оказаться парализованным женственностью, женской красотой. Священничество - это попытка пройти между Сциллой и Харибдой.
Б. Категоричность.
- Первая речь новоиспеченного Папы кардиналам насквозь категорична: церковь для Господа, для избранных. Проговаривается абсолютная непримиримость к греху, борьба за чистоту церкви, которая есть фундамент мира и хранительница истины. Церкви не нужна улица (она - сама вход к Богу), она должна стать недоступной, загадочной, и потому - желанной, ей нужда фанатичная любовь к ней и к Богу. Категоричность - это обратная сторона неспособности силой творческого переосмысления поддерживать живую традицию (идею), и потому - опора на Догму, на незыблемость правил. Церковь, как невеста Христова, по сути, стала для него заменой женщине, которой можно служить и которую нужно защищать с упорством маленького мальчика. Выбор церкви, как он скажет Эстер, это - выбор трусливых, боящихся любить реальных женщин, ибо это - больно. Выбор церкви - это выбор матери в образе женщины, но не женщины самой по себе.
- И, конечно же, мы видим изначальную неспособность Ленни видеть полутона и принимать слишком человеческое в повседневности священнослужителей.
- Категоричность Ленни - это знак его молодой души, пронизанной максимализмом, верой в то, что ей посильно изменить мир. Сомнения же в собственной вере в Бога, в себя также провоцируют Белардо на то, чтобы держаться за формальности, позволяющие чувствовать и держать границы Догмы и Правила в неприксновенности.
В. Незнание себя и страх ответственности, красиво прикрываемые. Ленни говорит: "Я - никто, существует только Христос".
2. Начавшееся решение конфликта.
А. На фоне тоски по матери и категоричности Пия XIII в повествование вводится образ кенгуру. У австралийцев кегнуру это - символ семьи, материнства, а также символ движения вперед, прогресса (прыжки кенгуру). Из этого можно попытаться догадаться, зачем это животное появляется в картине. Для того, чтобы показать связь Молодого Папы и Франциска Ассизского, можно было бы другое животное использовать, тем более, что сам Пий XIII не благоволит францисканцам. Думаю, ответ нужно искать именно в символике этого животного. Кенгуру был, по сути, замещением: он олицетворял то, чего у Ленни не было: семью и способность к изменениям, к шагам вперед, в будущее - без огляда на прошлое. Кунгуру для Ленни мог стать символом готовности идти вперед при условии того, чтобы отпустить свою тоску по родителям, по матери. Смерть кенгуру происходит в 7 серии после того, как Белардо испытал жесткое разочарование, встретившись со лжеродителями, а также после разговора со Спенсером, в котором Пий XIII говорит, что не будет отрекаться от папства. Ответственное решение не оставляет шансов на возможность симуляции и замещения: отныне он сам должен "прыгать": кенгуру сыграл свою роль.
Б. Но подготовка к решению этого конфликта архетипов началась намного раньше. В той встрече с девушкой, разрешившей прикоснуться к ее ноге, на что Ленни так и не решился (о, какой возвышенный Эрос из платновского "Пира" присутствует в этом повествовании, пестуя образ Анимы!). Однако поворотной точка стала встреча с Эстер, ставшей для него той, что совместила в себе и женственность, и материнство. Во-первых, она напомнила ему эту первую и единственную в его жизни девушку, которую он любил романтической любовью. А во-вторых, она предстала перед ним в образе идеальной матери - страждущей ею стать, быть и никогда не бросать свое дитя на произвол судьбы.
Пий XIII говорит ей, что ее красота есть основание для абсолютного, вечного и безусловного прощения Эстер со стороны Папы ("Бог не наказывает за красоту"; так и слышатся переклички с "Красота спасет мир" и "Мир может быть оправдан только как эстетический феномен"). В ответ на эти слова Папы распускается лилия как символ чистоты, светлой любви и Девы Марии, а затем и Эстер, и Ленни чувствуют легкое дуновение ветра как присутствия Св. Духа...
В. Важным знаком начавшихся взросления и освобождения Ленни от детской одержимости родителями стал перевод сестры Мэри из Ватикана на другую должность. "Мальчик стал мужчиной", - говорит Ленни. Однако первый случившийся сердечный приступ при отлете сестры Мэри говорит, что скорее мы имеет дело более с намерением, чем с фактом освобождения: пустота в сердце и бессилие вопиют болью.
Г. Окончание сезона происходит в Венеции - городе, куда, как считается, уехали родители Ленни Белардо, оставившие его в детском приюте в возрасте 9 лет. Прекрасная венецианская проповедь о Боге, которого невозможно выразить и описать иначе, кроме как "Он улыбается". Бог улыбается. Он и так сделал все, что мог: он создал наилучший из миров, наше дело: улыбаться и любить, что и есть богоподобие...
Пий XIII призывает улыбаться и любить, ведь улыбка символизирует открытость миру. И Ленни открылся... И увидел на площади парочку постаревших хиппи (или ему показалось, что он их увидел), которые в ответ на это с серьезными лицами отвернулись и ушли. Покинув его (то ли наяву, то ли так бессознательное отпускало его от них). Пока он их не увидел, оставалась надежда, что он им нужен, но после - чувство окончательной отверженности и своего сиротства захлестнуло его. Как они могли! Он ради них впервые показался на люди! Ленни открылся, а родители отвернулись и покинули. Надежда умерла. А с ней, быть может, наконец, оборвалась ниточка, связывающая Ленни с родителями. Теперь он может быть спокойно Папой Пием XIII, и он принародно их прощает ("после смерти приму в объятья всех"). Однако - новый сердечный приступ: дырка, паралич... И только облачный образ Богородицы над ним...
Думается, весь сериал - это путь обретения Ленни Белардо свободы от Великой и Ужасной Матери, а Церковь через него должна возвысить Аниму, перестав ее демонизировать.
II. Вторая группа архетипов - явно не сражающихся, а играющих друг с другом - выражает жизнь духа в душе Ленни Белардо. У всякого есть Эго, есть Персона, есть Тень и есть Самость. Рискну предположить, исходя из тех пониманий которые у меня есть на сегодняшний день, данные архетипы в душе персонажа можно олицетворить с такими персонажами карт Таро, как Иерофант (Папа, Жрец), Дьявол и Маг. Я в своем анализе опираюсь на интерпретации карт Таро, данные
Олегом Телемским, сумевшим замечательно удержаться в историко-культурологическом ключе при описании многозначности и эволюции символики карт.
1.
Иерофант (Папа, Жрец) и
Дьявол: Эго и Тень.
Понятно, что Эго и Персона Белардо в силу его избрания связаны напрямую с архетипом Папы, или Жреца, или Иерофанта. И все его категоричное поведение, в том числе, соответствует характеристике проявления данного архетипа. Однако следует иметь в виду, что в традиции Таро карта "Папа/Жрец" отличается от карты "Иерофант", заменившей первую Алистером Кроули: первая олицетворяет костную волю-к-власти, вторая - динамическую в качестве воли-к-знанию, воли-к-Истине. Думается, что у Ленни Эго более ассоциировано с архетипом Иерофанта, а вот Персона - с архетипом Папы/Жреца. Но вот его Тень - иная.
По ходу разворачивания событий в сериале из уст нескольких персонажей вырываются слова, что Пий XIII - сам Сатана (хотя, в демонологии Сатана и Дьявол - разные сущности, в устах персонажей они предстают идентичными), что является прямым считыванием его Тени. Жрец/Папа/Иерофант и Дьявол являются диалектическими противоположностями настолько явно, что даже символика их зеркальна: пятиконечная звезда, заостренная вверх, как символ восходящего Духа - у Папы (Иерофанта, Жреца), и перевернутая пятиконечная звезда как бинарный символ одухотворения материи и пленения духа материей - у Дьявола. У первого - значимость границ, порядка, догм (истинного знания - у Иерофанта), у второго - бунта, свободы, пресечение всех границ дозволенного. Однако оба они - путь к знанию (Папа - к сакральному, Дьявол - к проявлению греховной природы человека), и - служат Богу. Даже Сатана.
В свое время один - советский еще - религиовед С.А. Токарев, изучив Библию вдоль и поперк, сделал вывод о том, что там нигде бесы, демоны, Зверь не представлены в качестве противостоящих Богу; их задача - соблазнять людей, выявлять их грехи, проверять их веру на прочность, одаривать несчастьями как испытаниями. Но любит (милует) и карает лишь Бог (Бог - и любовь, и гнев праведный: "Мне отмщение, и аз воздам"). А в
"Книге Иова"(1,2 гл.) прямо показано, что Сатана - глаза Бога на Земле. Вот и Пий XIII говорит о себе, что церковь смотрит на мир его глазами; только вот что это за глаза: наместника Бога на Земле или Дьявола? - загадка...
1. Тень максимально чисто являет себя во сне. И вот мы видим первый сон Белардо после избрания его на папство - сон его первой речи. Это - речь самого Дьявола, по сути: ниспровержение всех догм, разрушение границ, утверждение единственной ценности - свободы: свободу на любую любовь, свободу на эвтаназию, свободу на аборты... Такой Дьявол, стоящий вне Самости (вне Бога) действительно олицетворяет карамазовское "всё дозволено". Эта речь - сплошная критика церкви, утверждение важности любви и игры, а с ними - детей и женщин. И к счастью ведет только свобода. Как знать, не отголосок ли это в его Тени духа родителей-хиппи с той самой свободой, благодаря которой они оставили его сиротой (потому место свободы для самого Белардо - в Тени).
И как же противоположна всему этому будет реальная первая проповедь. Эта зеркальность безупречно показна в видеоряде. Во сне Папа выходит на проповедь в дождь, а после его речи выходит солнце. В реальности: вслед за ничтожащими словами Пия XIII на находящихся в шоковой тишине прихожан обрушивается ливень, ибо первая проповедь ошеломляюще ужасна: отказ от близости к людям, презрение к сомневающемся, никаких свобод, страдание для отпущения грехов. И вот эти слова его Эго: "Ищите Бога, и вы узреет и меня (он же им не показал своего лица)... Заслуживаете ли вы меня? Достойны ли вы меня?" - кульминация воли-к-власти, желающей лишь подчинять и чувствовать фанатичную любовь окружающих.
Ленни Белардо предстает перед зрителем как кастрированный Дьявол или как Дьявол, сублимировавший свою природную сексуальную силу в страсть служения Богу, в одержимость чистотой Церкви на должности Папы.
2. Источником активизации архетипа Дьявола в Ленни являются его инфантильность и бесконечные сомнения в себе, в Боге: он то верит, то нет. Следует вспомнить, что например, такой дух зла как Анхра-Майнью (а зороастризм стал предтечей всех авраамических религий) появился в итоге сомнений Ахура Мазды в самом себе, в своей силе. Дьявол - результат усомнения в себе, усомнения в силе своей веры, в правильности своей веры, он - символизирует внутренний раскол. Молодой Папа захвачен этим состоянием: он не раз проговаривает факт своего неверия в частных беседах, которое усиливается переживанием своей богооставленности (он почти буквально повторяет Иисусово: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего ты меня оставил?"), как когда-то пережил подобное отчаяние и Лютер, страждавший получить хоть какой-то знак от Господа и не дождавшийся этого. Отсюда питаются все инаковые, возмущающие устоявшийся порядок вещей в Церкви, действия Пия XIII.
Белардо говорит сестре Антонии в 8 серии: "Я здесь, чтобы выявить ваши искушения", - но так действует именно Дьявол.
3. Избавиться от власти архетипа Дьявола можно лишь трансформацией, когда Тень перестает играть самостоятельно, но приближает Саомсть к Эго. Свершится ли это - покажет развитие сюжета. А пока: так Ленни и живет - между святостью и святотатством.
II.
Маг: Самость.
Дьявол однако оказывается "связанным", но сила этого архетипа оказывается при этом задействованной в полной мере, в моменты явления "святости" Ленни Белардо, которая не есть итог его усилий по достижению богоподобного состояния, но открывается как его сущностная сила (Самость). Маг - это состояние целостности, подобное божественному, а может и есть само божественное состояние вот этого вот человека. Однако "дьявольское око" позволяет распознавать в людях зло или видеть несправедливость в отношении кого-либо, и оно доносит об этом Богу, свершая магическое действо через говорение с Богом на "ты".
Все важные молитвы произносятся Ленни спонтанно и в обход всех правил: вне церкви (в обыденности сущего), у постели больной матери друга, на дне бассейна, на автозаправке под дождем, на улице в спортивном костюме. Все молитвы начинаются с прямого обращения Ленни Белардо к Богу: "О, Господь, посмотрим друг другу в глаза. Мы больше не можем откладывать этот вопрос. Нам надо поговорить", - сопровождающееся настойчивым и усиливающимся по ходу молитвы "Ты должен!" или "Ты дожна!" Интенсивное говорение всей своей целостностью* дабы донести, и вызвать нужное действие: исцеление женщины, собственное избрание на папство, материнство Эстер, смерть Матери Антонии.
Он не сам карает Мать Антонию, но говорит с Богом на чистоту, и справедливый Бог обрушивает свое возмездие. Будучи в Африке Пий XIII говорит вполне по-дьявольски Матери Антонии: "Я здесь не для того, чтобы отметить ваши заслуги, я здесь для того, чтобы выявить ваши соблазны" (ах, как замечательно точно снята сцена, проявляющая лицемерие этой женщины!).
Ленни и сам не понимает природу своей силы, ибо он - молодой: Маг - это только начальная форма проявления Самости. Но в эти моменты прямого общения с Богом ли, Девой Марией он превращается в канал к ним, он становится той силой, которая оказывается на границе между посюсторонним и потусторонним, здешним и иным, размыкает ее, обналичивая Божью мощь - мощь Самости. И основной причиной такой спонтанно возникающей силы является глубочайшее переживание им своего сиротства и богооставленности, ибо только отсутствие почвы под ногами заставляет безудержно, фанатично искать и устанавливать (пусть спонатнно) внутреннюю связь с миром ли, с Богом. В этих переживаниях тотальной богооставленности, бессилия, невозможности хоть на что-то опереться или за что-то ухватиться в мире сущего человек буквально оказывается в провале, в дыре, соскальзывая время от времени с ткани сущего, что и есть столкновение с самим Богом, волящим при этом любовь и красоту...
Дальнейшее движение Ленни в сторону суверенности и все более интенсивного явления Самости возможно через разрешение первого - выше описанного - конфликта. Oно уже началось, что проявилось в творческих порывах Пия XIII (молитва в Африке и молитва в Венеции), в способности к неформальным отношениям, в снижении категоричности и постепенном понимании людских слабостей. Посмотрим, что будет дальше. Не ждет ли его
Башня?
___________________________________
* Вот как описывает юнгианец Олег Телемский действие архетипа Самость: "Истинная Воля - это момент когда обе внутренние противоположности одинакого тотально устремлены к одному. Я и моя Анима. Я и моя Тень. Это бывает очень редко, это почти чудо, но такое единение всех частей души, такой единый импульс тотального Я, и преображает индивидуальное малое я, соединяя свою Волю с волей Универсума.
Истинная воля - это та же экзистенциалисткая подлинность. Подлинность, аутентичность как высшая предельная категория бытия. Личности. Индивида. И - соединяющая индвида с Богом.
И одновременно с этим Истинная воля - это Дух Святой, и Кундалини. Это тотальная интенсивность которая и проявляется в миг когда человек тотально подлинен.
Истинная Воля - это точка предельной интенсивности Бытия. Где нет интенсивности - нет Воли.
Следование Воле - это следование предельной интенсивности. Интенсификация - это открытие центра высочайшей интенсивности в себе. Огонь должен воздыматься из глубин души и сжигать картонные декорации."