С точки зрения экзистенциализма, Бытие - это способ человеческого индивидуального существования, открывающегося в актах экзистирования (в пограничных ситуациях, пороговых переживаниях), трансцендирования (интуитивные озарения) и мышления. Оно - субъективно, тогда как Сущее - объективное существование вещей, в котором всё - и человек тоже - находятся в причинно-следственных отношениях, в которых всё - средство друг для друга, все - посредственность. Мы не можем точно сказать: а существует ли Бытие само по себе? - ибо мы его опознаем только как Бытие-для-себя (здесь-Бытие).
Негативные экзистенциальные переживания пробрасывают человека к самому себе, к своему Я как чистой форме, к переживанию единственности своего бытия здесь-и-сейчас (Бытия-в-себе), к переживанию факта самостояния, они ничтожат Сущее (превращают его в Ничто)). К ним относятся:
- ужас как стояние принципиального незнания того, чему человек заглянул в глаза, что обрушилось на него, что его ждет (ужас первого шага в новое), под действием чего земля (сущее) буквально ускользает из-под ног, оставляя человека наедине с самим собой, с фактом того, что он - единственное, что точно есть; в этом смысле, страх всегда предметен и имеет отношение к сущему (человек боится тараканов, высоты, остаться брошенным), тогда как ужас есть выпадение из знакомого и понятного Сущего;
- скука как итог обесценивания и обессмысливания для себя сущего, его временения собой, которое переживается в качестве чужого, в котором некуда себя деть, приткнуть; скука, в этом смысле, отличается от тоски, ибо тоска, как и страх - всегда предметна;
- отчаяние как такое переживания Сущего, когда в нём ни на что нельзя опереться, и человеку ничего не остается, как искать опоры только в себе самом, и пытаться, подобно Мюнхгаузену, вытаскивать самого себя за волосы из болота;
- одиночество, которое вовсе не есть результат фиксации своей ненужности кому-то; наоборот, человек может знать, что он любим, что он нужен, что всегда есть те, кто может его подбодрить, поддержать, но при этом понимает, что он - тотально одинок, ибо он всегда с этим миром -
один на один: никто и никогда не поймет его до конца, ему никогда не удастся выговориться до конца ясно для других, у него - не-алиби-в-бытии, ему не на кого переложить ответственность за делаемое и сделанное им (ему могут сочувствовать, жалеть, сострадать, но ответственность - всегда индивидуальна); НО! - принятие своего экзистенциального одиночества - единственное условие возможности любить без всяких ожиданий...
- и, конечно, это - смерть, которая самим фактом переживания ее не как возможности, а - как действительности (что хорошо описано Ж-П. Сартром в рассказе "Стена"), либо обесценивает Сущее, уводит его из-под ног, бьёт человека со всего размаха о стену личного небытия (попробуй тут не разбиться, а - устоять и переосмылить!), либо инициирует переоценку всего происходившего и происходящего с человеком, наполняя ценностным содержанием Сущее, превращая его в бытие-для-себя, в свой жизненный мир, в котором вещи и люди перестают быть простыми средствами, но обретают ценность и индивидуальный смысл, образуя феноменологический горизонт индивидуального Здесь-Бытия.
Экзистенциальное одиночество
Каждый - инок уже во чреве,
не по зову, не по вине,
а - по сути: в своей пещере,
но со всеми - наедине.
Не от мира сего как будто,
но последнего - торжество,
что познали Христос и Будда
как первейшее естество.
Чистоту мировых мелодий
ни за что не сыграть вдвоём, -
мы приходим одни, уходим,
и - живём.
Позитивные переживания как раз и хороши тем, что не столько обращают Сущее в Ничто, обесценивая и обессмысливая последнее для человека, сколько разворачивают последнего лицом к нему из стояния Бытия-для-себя (его просвете), преображая часть Сущего силой ценностного (а не функционального) отношения: высветляя его, наполняя цветом, смыслами, образуя жизненный мир (Бытие-для-Другого) конкретного человека. Они рождают бытие-для-других. К ним относятся: любовь, творчество (как порыв и как акт) и катарсис.
Действительно, ведь любят не за что-то, не за функциональность (последняя имеет отношение к только Сущему), а любят чистую ценность Другого самого по себе. Любовь не отменяет экзистенциальное одиночество, но переводит его в уединение как самую интимную форму отношений с миром.Творчество, в свою очередь, предполагает нахождение в поле идей и их воплощения - преображение Сущего.
В состоянии же катарсиса происходит своеобразное «обнуление» - очищение и возвращение в мир уже иным, после чего всё для человека начинается с «нулевой» точки, заново, идет новый отсчет и его самого, и мира-для-него. Катарсис - это сильнейшее экзистенциальное переживание, выбрасывающее человека на границу феноменологического горизонта, где открывается дыра/пора, через которую обнаружившееся Ничто сущего начинает обретать контуры и становиться Нечто - новым жизненным миром.
Позитивные переживания позволяют пережить самостояние и самодостаточность в их полноте. Однако путь к ним лежит только через негативные переживания, ибо без чистой явленности Я невозможно преображение ни себя, ни сущего-для себя. Современный гедонизм, как результат победы духа потребительства над духом творчества, блокирует погружение в негативные переживания, потворствуя, тем самым, не-бытие человека при его же жизни.
Click to view
Переходным статусом/характером обладает совесть - ее голос, ее воля есть такое переживание, где Я изначально открыто Сущему из Бытия; или по-другому: совесть только тогда и волит, когда Сущее переживается как жизненный мир, а ее "муки" инициируются экзистенциальным одиночеством и ужасом.