Вновь об архетипах, мифологемах и идеологемах

May 17, 2014 11:59


После прошлого размышления о мифе, мифологемах мне - в личной переписке - были заданы вопросы и высказаны некоторые сомнения в отношении корректности некоторых формулировок и пониманий. Ниже некоторая попытка еще раз - прежде всего, для себя - уточнить: что есть что.


В чистом виде миф, как социокультурный институт, был присущ начальному этапу человеческой истории, и его принципиальный синкретизм не позволял и не позволяет провести четкий анализ на моменты искажения. Так, ядром мифа являются архетипы, которые возникли спонтанно как форма отражения реального опыта человека, как поведенческая матрица последнего в типичных или пограничных ситуациях, но (!) существующая при этом в виде образа: знака, символа, вербального устойчивого выражения. Зевс как персонаж, может, и выдуман, но он собою кодирует важнейшую информацию, имеющую прямое отношения к реальности повседневного человека; отсюда, выдумка (искажение) и реальности тесно переплетены, практически неразличимы, да и не требуют этого последнего.

Современный же социальный миф потерял эту чистоту в силу выхода человечества из начального синкретизма; сегодня черты мифа проявляются частично.

Но - помимо архетипов - элементами любого мифа, тесно связанными с первыми, являются мифологемы, которые, впрочем, конструируются самим мифом для самовоспроизводства. Архетипы - антропогенны. Мифологемы и идеологемы - социо-, культурогенны. При этом, мифологемы опираются на архетипы, а идеологемы - на групповые интересы.

Мифологемы отражают то, что уже есть с элементами спонтанного искажения, она не конструирует цель, а проговаривает существующие в культуре тенденции. Идеологема - намеренное искажение и/или усиление какой-либо тенденции; она намеренно, осмысленно конструирует основную цель общественного развития.

Современное общественное сознание - это, в основном, функционирование идеологем, которые используют мифологемы как аргументы, и которые воспринимаются большинством не-критично, и потому оно - общественное сознание - и приобретает статус мифологического. Отсюда:

1. Любые нынешние социальные системы (их сознание, культура) чреваты мифологичностью: это приводит к тому, что всегда есть возможность спонтанно неверного истолкования даже из-вне какого-либо мифа (один миф пытается разоблачить другой сквозь не-критически воспринимаемые собственные основания, хоть это и делается посредством удачных или не всегда попыток критического разбора чужого мифа). Именно поэтому А.Ф. Лосев и прав относительно принципиальной неискоренимости мифа.
2. Существующая идеология может широко использовать мифологемы, или конструировать идеологемы, используя первые и как аргументы, и как путь к энергии (жизненной силе)архетипов.
3. Современные социальные мифы - это идеологические системы, использующие мифологемы, идеологемы, и опирающиеся на не-критическое мышление большинства.

миф, мифолгема, архетип, идеологема, идеолгия

Previous post Next post
Up