1. Неисповедимы пути культуры.
"Золотой век" русской культуры - время взлёта её духа и прорыва собственной замкнутости, благодаря чему мир соприкоснулся и начал постигать, переживать специфику духа по-русски. Так вершилось самоутверждение.
"Серебряный век" русской культуры погрузил мир в глубины человеческого; он стал своеобразным ответом-вызовом на устоявшиеся европейские смыслы на фоне обнаружившейся сложности человека. Декаданс - это острое переживание своей чуждости миру вещей, губительности последнего, и, если бы не соловьевская
София, жизнь стала восприниматься вовсе невыносимой. "Серебряный век" - это надежда на обновление.
Как золото - это символ торжества, власти над миром, так серебро - символ внутреннего преображения, даже - очищения. Золото ассоцируется у меня с мужской жизненной стратегией - приоритет именно самоутверждения в мире ("осваиваю, чтобы утверждаться"), серебро - с женской, суть которой - приоритет освоения ("утверждаюсь, чтобы осваивать новое"). Поэтому перехожу к пункту № 2.
2. Следующее утверждение связано с тем, что я чувствую себя наследницей Розановского видения мира. Напомню, Василий Розанов полагал, что половость - свойство не только большинства живых организмов или самого человека, но и того, что создает человек (культура, общество), ибо пол - дух, особым образом разместившийся в теле человека. По нему, половая полярность есть основной закон жизни и, может быть, основа мира. "Связь пола с Богом, - говорит он в своей книге "Уединенное", - большая, чем связь ума с Богом, чем даже совести с Богом...".
Моё отличие от Розанова в том, что я ещё и юнгианка, и потому считаю, что дух (самосознание и воля) особым образом располагается не только в теле, но и в рисунке душевной жизни, где мужское и женское начало присуще каждому, хотя при этом макулинность женская не тождественна мужской, так же как и мужская феминность отличается от женской.
Так вот. Для России эти акценты, как мне видится, переплетаются с узором мужского-женского. "Золотой век" - век мужской по своим акцентам культуры (свобода, преобразования в обществе). "Серебряный век" - оживление женского - временами тёмного (отсюда, декадансные переживания), временами светлого, вдохновляющего (жажда внутреннего обновления, внутреннего преображения) - в культуре... Одним из символов этого века стала Лилит, в образе которой соединились обе стороны женского.
__________________________________________
P.S. Из давнишнего. Золото очень даже мужской металл, в смысле, что он более символизирует мир мужского, чем женского. С чем ассоциируется мир мужского?
- с золотыми лучами славы;
- с властью, упроченной золотыми слитками и позолоченными куполами храмов;
- с мужской надежностью;
- с Солнцем, активизирующим все процессы, способным «золотить верхушки деревьев»;
- со свободой (автономия среди других);
- с броской красотой пространства, украшенного если не золотом, то позолотой ( пространство - то, в чем живет мужское)...
Серебро же - символ женщины. Женственность ассоциируется:
- с серебрящимся лунным светом;
- с чистотой и верностью (очищать и сохранять чистоту - свойство серебра);
- с тихой, не агрессивной красотой, воспринимающейся лишь при более пристальном разглядывании;
- с временем (ибо женщина более живет во времени, чем в пространстве), серебряные нити которого незаметно и тайно выплетают судьбу каждого; с возрастом (как индивидуальным временением своей жизни), который серебрит волос, убивает, готовит к обновлению;
- с серебристо-струящейся водой…
Еву, чаще всего, тянет к золоту, или она просто носит его, не задумываясь; Лилит - к серебру, более того, рано или поздно она отказывается от золотых украшений как чуждых её натуре... Ева дает жизнь, Лилит преображает и даже убивает.
Не является ли любовь множества женщин к золоту патриархальной огранкой женской души, веками производимой мужской культурой?.. Вспоминается, как в Средней Азии существует традиция "дарить" своим дочерям на совершеннолетие золотые зубы: что это, как ни утверждение мужчин в мире через женщин, через демонстрацию своего богатства и власти посредством них? Хотя, вот интересный факт, показывающий, что и патриархальная культура чувствовала "половые коннотации" золота и серебра (не думаю, что здесь дело только в такой банальности, как цена на эти металлы, с помощью чего подчеркивалась приоритетная значимость рождения мальчиков). Так, султан Мауля Измаил (17 век, Марокко) рождавшимся сыновьям дарил золотую бритву, а дочерям серебряное зеркальце.