"Позвольте войти": послепросмотренное и послепрочитанное

Aug 15, 2024 16:12

На днях я посмотрела спектакль саранского МХАТика "Позвольте войти", автором пьесы и режиссером которого стал художественный руководитель театра Сергей Сеничев. Ниже - несколько мыслей, наводящих хоть какой-то порядок в хаосе моих впечатлений и восторгов. Конечно, наиболее понятным этот текст будет лишь тем, кто видел этот спектакль... И жаль, что его видели немногие. Однако мои интепретации, как всегда философичны, а значит, могут быть прочтены вне контекста спектакля.

Но в начале - огромное спасибо всем причастным этому действу, от которого я не могу отойти уже который день.

Введение. На сцене семеро безымянных: Она, трое мужчин, двое женщин и Некто, - диалоги между которыми полу-начаты, полу-закончены... Абсурд, да и только. Только-только ухватываешься за ниточку, и почти тут же обнаруживаешь, что она никуда не ведёт. Как будто его величество случай собрал в этом пространстве, в котором живет Она, абсолютно случайных людей, хотя, как говорится, все случайности происходят не просто так, и уж один из гостей точно пришёл не бесцельно (но об этом зритель узнает только в конце).

Верую, ибо это абсурдно. Первое слово, которое приходит на ум при встрече с происходящем на сцене - абсурд. Знаете, чем прекрасен абсурд? - он не давит смыслами, а только намекает на идеи. Абсурд - это сосуществование множественного, противоречивого (разных смыслов и интерпретаций) в некоем Едином.

Абсурд - это зеркало, глядя в которое, ты узнаешь что-то в себе и о себе, так как переживаешь те смыслы тех идей, которые тебе уже-доступны. А себе ты не можешь не доверять. Вот и получается, что барахтаясь в этом абсурде впечатлений, тебе ничего не остается, как идти за своими смыслами как - пусть и не-достаточными в полной мере, но - необходимыми основаниями твоего существования.

Смотришь спектакль и понимаешь, что, по сути, вся наша жизнь - вот такой вот абсурд и есть: вроде хватаешься за ниточку смысла, а она раз и выскальзывает из рук, или рвётся в самый неподходящий момент (или наоборот, в самый подходящий, но нами так не осознаваемый). И у тебя остаёшься лишь ты и... целый мир за твоими дверями.

В общем, ниже - несколько возможных интерпретаций-смыслов увиденного, которые всего лишь - штрихи, абрисы...

I. Неоплатоническое. В данный момент я погружена в изучение неоплатонизма, и это не могло не отразиться на восприятии увиденного. Картина мира в неоплатонизме, вкратце, такая. Единое в своей полноте, синкретичности и избыточности рождает Ум как мир идей, как множественное в единстве, где мышление есть созерцание и понимание. Тот, в свою очередь, рождает Мировую Душу как речь, (раз)мышление, растолкование множественных смыслов идей, как мир и множественного, и единого. А Мировая Душа уже творит материю как зеркало, в котором отражаются/творятся мыслимые ею вещи. И она, как Нарцисс, всякий раз рискует упасть в красоту своего отражение и слиться с материальными вещами, рассыпавшись на множество отдельных искр-душ, потеряв память о себе-единой.

Вернусь к спектаклю/пьесе: какое это к нему имеет отношение?

Она - это та сама Мировая Душа, которая своим мышлением, растолковывая вечные идеи Ума, сотворила Время (идею изменчивости и конечности) и материю, и оказалась ими пленёнными. Поэтому Она скована.

Единственное спасение Мировой Души в том , что она в этом своём нисхождении в материю не забудет о своей связи с Единым и Умом. Мировая Душа в своих способностях созерцать, вопрошать (Она - персонаж - часто отвечает вопросом на вопрос) и любопытствовать, сохраняет связь с Умом как миром вечных идей, а значит, при определённых обстоятельствах она способна открыться иному.

В начале данной пьесы, мы находим Её в состоянии интроверсии: Она настолько углубилась в созерцание мировых глубин в себе и уверовала в самодостаточность своего уединения (буквально, бытия наедине с Единым), что забыла о материи, которая не терпит игнорирования.

И этот материальный мир вторгается в Её бытование, дабы быть вновь оживлённым через Неё. Всё персонажи заходят в Её пространство как будто замороженные. И этот всеобщий танец в конце - свидетельство свершившегося чуда - жизнь продолжается.

Бытие Мировой Души - это осмысляющее существование в поле принципиальной неопределённости (последнее - основное свойство материи самой по себе). Некто - это идея Мировой Души, не позволяющая Ей слиться с матриальным миром и затеряться в нём.

II. Психоаналитическое. Здесь я пройдусь по разным персонажам.

Она - это Женщина, чья душевная жизнь творится разными архетипическими образами.

Некто - архетип Самости (идеальное Я, ангел-хранитель, совесть, монада Лейбница, "чистое Я" Декарта). Сам факт, что что Она видит, слышит эту самую Самость, повторяет, по сути, то, что говорит Некто, указывает на её духовное здоровье. Некто - это волящая, т.е, направляющая взгляд и наполняющая действие энергией, часть души (кстати, в неоплатонизме, воля возникает на уровне именно Мировой Души). Думаю, именно Некто управила так, что Она сначала ушла в уединения (сама надела на себя смирительную рубашку, укрывшись от мира за закрытыми дверями), а потом - открыла двери, откликнувшись на звонок неизвестного.

Первая и Третий - брат и сестра: Анима (идея женского в мужской душе) и Анимус (идея мужского в женской), которые непременно должны быть обнаружены в реальности.

Анима - идея смысла (она всё время всех расспрашивает) и сохранения цельности, единства (Первая предлагает поцелуй; а поцелуй - это символ исцеления, переживания этой цельности). Первая стремится исцелить Четвёртого, надорванного вечными подозрениями в неверности жены. Первая - сложная натура: символ способности связывать в единое, казалось бы, несвязываемое множество.

Анимус - идея порядка, границы, логики. Анимус нуждается в женском как в том, что позволяет быть понятым, быть растолкованным, быть принятым любым, избавившись от страха перед иным. Совершенствование мира, которым так увлечен Анимус, невозможно без смысла. Третий увидел в Ней - реальность, которая может дать этот смысл в любви.

Четвёртый и Пятая - то ли разорвавшие связи друг с другом (на уровне коллективного бессознательного) Анима и Анимус, то ли реальные Мужчина и Женщина, оказавшиеся в кризисных отношениях друг с другом в результате многолетней лжи друг другу (приклеенные усы, французское кино). В любом случае, кризис в реальных отношениях - это кризис отношений со своими "инаковостями" внутри. Кстати, тот факт, что они время от времени видят у себя Некто, говорит о том, этот кризис разрешается верно - во внутренних диалогах с Самостью.

Так вот. Страх Анимы (женщины в отношениях с мужчиной) - лишение возможности быть собой: делать не то, что ты хочешь, а чтобы только угодить Ему (синдром "чёрного зеркала", который замечательно, например, проказан в фильме "Сбежавшая невеста") . Анима нуждается в мужском, дабы реализовывать свою способность исцелять, но не растворяясь, не теряя себя. Поэтому Пятая и изменяет со Вторым (и, видимо, с любым подвернувшимся) - с кем она может быть собой.

Страх Анимуса - женская неверность, лишающая его возможность верить в возможность быть по-настоящему услышанным, принятым и исцелённым ею, наконец. Четвёртый всем своим поведением демонстрирует жажду той женщины, которой можно довериться. И ею оказывается Первая.

Второй является архетипом мужчины, находящегося в более-менее гармоничных отношениях со своей Анимой (любит слова, а слово - инструмент Души, как идея - содержание Ума/духа). Именно последняя, думается, и завела его вслед за парочкой Первой и Третьего в квартиру к Ней (по спектаклю Второй ведь заходит сначала вместе с Первой, а потом уже и Третий входит).

Второй развязывает смирительную рубашку Ей, и Она обретает возможность вступить в отношения с остальными персонажами. Второй становится тем, с кем Пятая переживает себя саму как она есть, и та решительно осознает и говорит правду о своих отношениях с Четвёртым.

_______

Если совместить неоплатоническую и психоаналитическую версии, хотя, они местами и так у меня перекликались, то здесь стоит обратить внимание на танец и песню.

Песня-серенада предложена мужчиной (Третьим). Песня - знак ухаживания, но она держит границу между тем, кто поёт и кому она поётся. Песня - это волящий осознающий Ум.

Танец - это дистанция, сплошь наполненная интимностью. Именно Пятая спрашивает: почему никто не танцует (Четвёртый только констатирует, что хотел бы понаблюдать за танцем). Именно Первая предлагает танец, когда свет включился и объяснение между Третьим и Ней состоялось. И именно Её Самость в конце велит всем танцевать. Танец - это знак готовности схлопнуть расстояние, открыться, он есть выражение внутреннего ритма спонтано волящей Души.

III. Экзистенциальное. Всё персонажи (кроме разве что Некто) в начале пьесы находятся в экзистенциальных переживаниях, связанных с кризисом существования, выражающемся во вдруг обнаружившейся пустоте или мелькнушем лучике надежды выбраться из неё.

Она - в смирительной рубашке одиночества, от которого не просто грустно (грусть - это пошлое уныние, пессимизм), а - плохо. Плохо - это когда "тушите свет" (и он гаснет!), когда дно достигнуто, когда темнота кажется роднее и безопаснее. Плохо - это когда разверзается вся глубина трагичности человеческого существования, это переживание личного ада, который либо ломает/убивает, либо ты, довервшись чему-то смутному внутри, прислушиваешься хотя бы к красоте звуков за окном из тишины и темноты в доме, либо вообще открываешь дверь.

Остальные персонажи: кто - в скуке, кто в отчаянье, а кто-то уже полетел на свет Любви и Понимания. Но все они пребывают в экзистенциальном одиночестве, из факта переживаемости которого только и возможно, погрузившись интровертно в себя, разомкнуться и затанцевать с миром.

Из кризиса выход один - открыться, либо откликнувшись на зов (на звонок в дверь) или самому решившись позвать (позвонить в чью-то дверь, или окликнуть, как Данте, первого попавшегося в лесу повседневности).

Другое дело, как говорится в конце спектакля, вам самим решать, достигли ли вы дна: насколько это "грустно" празднично или от него уже невмоготу.

*  *  *
Лес увлекает, тревожит,
мнится то адом, то раем:
с первым случайным прохожим
выпей сердечного чая.

Смело окликни и выпей!
Травы - из чащи - сочнее.
Как ни пытайся, не выйти:
нет ни границ, ни аллеи, -

prima materia вечна.
Время врывается взглядом:
лес обживается встречей.
И упраздняется - садом.

__________________

P.S. А Некто по ходу спектакля делает, исходя из её завяления, два дела:
- переодевается (из чёрного в белое), из теневого персонажа становясь видимой всем, исцеляя души персонажей, а главное, Её;

- подвигает всех на танец единения.

Хотя, по ходу спектакля она делает ещё одну важную вещь: инициирует единение происходящего на сцене со зрителями в зале. Таким образом, Некто, по сути, выступает ещё и в роли Души, Анимы самого автора и режиссёра.

женское, неоплатонизм, Самость, мужское, Сергей Сеничев

Previous post Next post
Up