Посмотрела-таки я фильм 2020 года "Человек из Подольска" с Вадиком Королёвым в главной роли - лидером группы OQJAV (Окуджав), который стал для меня открытием нынешнего мая (фильм "Фрау", клип на песню "Убил я поэму").
You can watch this video on www.livejournal.com
Фильм-притча об Абсурде. Да-да, именно так хочется написать это слово - с прописной буквы. Это вам не "Бунтующий человек" Альберта Камю, где абсурд настолько пошл, что ни смирение, ни бунт, ни игнорирование его не трансформируют человека: от человека просто требуется мужество быть, несмотря на абсурд.
А необходимо открыть в самом себе этот самый Абсурд - открыть как ресурс движения, как источник изначальной свободы, как отправной путь к реальности себя и красоте мира, который невозможно не любить. Именно здесь Абсурд, его переживание и предстают в этом качестве. Главный герой, "земную жизнь пройдя до половины", подобно Данте (там даже возраст один и тот же - 35 лет!), оказывается в странном до абсурдности месте - полицейском участке. Цель деятельности последнего озвучивается как выяснение (буквально, выявление, извлечение на свет) личности арестованного. И Абсурд оказывается основным его инструментом.
Абсурд, как понятие, имеет несколько важных коннотаций.
1. Абсурд как излишняя логичность (по Ницше, это соответствует абсолютизации аполлонического начала), из-за которой повседневность закована в мертвящем порядке, она до душноты предсказуема и алгоритмична.
Главный герой не до конца понимает, что он давно находится в этом абсурде, не замечая мира вокруг. К своим 35 годам он влился в этот самый абсурд логичности, и все его дни стали похожи друг на друга: путь на работу, нелюбимая работа, путь домой. Есть, конечно, в его жизни любимое дело - музыка, но свой неуспех в ней он связывает с серой реальностью мира. Одно из главных обвинений в отношении героя будет, что он не уважает Реальность.
2. Абсурд как переживание бессмысленности происходящего с тобой, источниками которого являются неспособность замечать красоту мира и быть в любви. Историк, не знающий историю. Редактор, не любящий свою работу. Нет любимой женщины, нет любви к малой родине своей, есть только мама: уроборическое существование. Это и есть абсурд в его пошлости, в его заземляющей силе.
Но вот ведь на видеозаписи празднования его 9-ого дня рождения видно, как герой, будучи ребёнком, прекрасно справляется с пребыванием внутри абсурда повседневности, оставаясь чутким к красоте и к разным другим вокруг. Вообще, призыв "Будьте как дети", или ницшеанское дитя как сверхчеловеческое состояние - это и есть реализация способности распознавать зёрна красоты, блага, истины в повседневном, в даже абсурдном. Другое дело, что это распознание - необходимо, но не достаточно для полноценной жизни, состоящей в служении распознанному. И служение это простое: реализуй потребность разделить этот опыт в единении с другими, а ещё лучше, сам стань творцом красоты, интенсифицируя её присутствие в мире... Но вернусь к фильму.
Статья, по которой его, изначально, арестовали - 58-ая. Статья (какая прекрасная смысловая находка авторов фильма!) - за контрреволюционную деятельность. По сути, его арестовали за производство абсурда в себе, за неспособность совершить революцию в себе, за предательство себя, за превращение себя в Ничто.
3. Происходящее с персонажем в полицейском участке только сгустило, уплотнило этот самый абсурд до предельной болезненности и видимой ясности, представ Абсурдом как противоположностью самого же себя - нелогичностью. Этакая абсолютная власть дионисийского начала - спонтанности и потому - непредсказуемости.
В таком Абсурде реальность вдруг предстает как невозможная, абсолютно не отвечающая твоим ожиданиям. Всё происходящее не вписывается в её привычный порядок. Однако именно Абсурд и открывается здесь как путь к Иному - к Реальности в её истинном виде, где её игра непредсказуема, а твоя свобода явлена во всей её возможной полноте.
И, конечно, Абсурд как нелогичность, как даже а-логичность, есть встреча с бессознательным. Все персонажи из полицейского отделения, по сути, - это архетипические силы, связанные с бессознательным героя. Не настаиваю, но я это увидела примерно так.
Самость явлена в двух образах: Михалыче (от архангела Михаил, который есть "как Бог") и Палыче (от апостола Павла - примера ревностного служения своей идее). Они, в конечном итоге, взывают к Эго персонажа, чтобы тот истово служил музыке и стал в ней как бог (т.е. таким профессионалом, что даже бог не сделал бы лучше). Тень представлена, например, азиатами (которые верны своей родине, живя на чужбине), лаборантом (вскрывающим страхи и комплексы), Сергеем - образчиком послушного сыночка лет сорока, и т.д.
Втягивание героя в коллективное пение, танцы - в своеобразный хоровод - это попытка Тени интегрироваться в его Эго. В Лаборатории устраивается встреча героя с самим собой в разных его возрастах.
И во главе всего этого абсурда стоит Она (властительница вод бессознательного и Анима), которая едина в четырёх женских ипостасях:
- Великая Мать как воля-к-жизни. Зовут её Марина, что означает "морская", а море - символ богини-матери. Статуэтка золотой кошки отсылает к египетской богине Баст. В участке, в одном из кабинетов создана зона релаксации с целым огородом - зоне действия богини плодородия.
- Королева как воля-к-власти. Марина управляет отделом - заботливо. Кстати, в её уши вдеты серьги с рубином - символом власти.
- Любовница как воля-к-любви. Марина соблазняет обнажённостью, естественностью, спонтанностью. Призывает героя быть внимательным к Женщине в женщинах, к их красоте.
- Жрица как воля-к-знанию. Марина инициирует в отделе взращивание человека через развитие интеллекта, провоцирование любопытства и любознательности.
В какой-то момент Марина (Госпожа Марина) напомнила мне Еву из романа Германа Гессе "Демиан".
Интересно, что музыкальная группа героя называется Liquid Mother - буквально, жидкая мать (море). То ли таким образом герой абсолютизирует для себя Мать (и потому в его жизни нет Женщины), то ли пытается избавиться от Неё (буквально, ликвидировать - растворить). Приказ 7 раз повторить "Так точно, госпожа капитан" (звание Марины) напоминает снятие семи покрывал с Иштар, как будто герой, произнося заклинанием за заклинанием, приближается к тайне женственности, сносящей вертикаль отношений ("можете называть меня Мариной"), а также одаривающей вступивших с ней в отношения опытом изменчивой, текучей, соблазняющей и вдохновляющей Реальности.
Показательно, что мужские образы бессознательного инициировали возникновение новых нейронных связей у персонажа, символизирующее слом старого порядка и выстраивание нового. А вот Она одарила вдохновляющим и поддерживающим опытом Красоты, без которой невозможно быть и играть на границе с неизвестным-ещё.
Опыт абсурда и есть, в сути своей, опыт существования в поле тотальной неопределённости. И герой, направляемый силами бессознательного в лице всех присутствующих в полицейском участке, сделал первый шаг в неё, дабы узнать, познать, открыть и раскрыть себя. Ибо только Я становится источником такого аполлонического начала, которое не сковывает, а центрирует мир вокруг себя (своих смыслов, убеждений, ценностей), давая ему хоть какую-то устойчивость. Причем, эта устойчивость, стойкость, верность производится волей, не столько укоренённой в интеллекте/уме, сколько - в следовании за опытом Красоты.
И главный герой вышел на свет, а сцена его сознания обрела опыт переживания себя. Но, как сказала, Марина, путь только начался...
_____________
Да, и сам фильм снят в жанре трагикомедии - вполне себе абсурдный (а-логичный) способ поговорить о внутреннем ужасе сквозь смех... Очень рекомендую!!