Ежегодный новогодний просмотр фильма В. Бортко "Мастер и Маргарита" закончила новой чредой суждений.
1. "Тёмные силы" в мифо-религиозной культуре - это теневые стороны человеческой души: страхи, желания, - которые извлекаются из тени на свет тёмными персонажами мифов, сказок, романов и т.п. Всё, что творили Воланд и его свита в романе, опиралось на тьму в душах самых обычных людей, возникшую в результате "горя и бедствий" - личных травм и социо-культурных комплексов.
2. Маргарита уходит часто гулять в одиночестве после написания романа Мастером и отрицательных рецензий на него. Можно подумать, что она действительно не Мастера любила, а роман ("В этом романе вся моя жизнь!").
Однако мне видится, что она уходит одна, потому что чувствует себя не-нужной: Мастер находится как будто в ступоре, он весь погружен в переживание своей неудачи. И что ей остаётся делать? Из заботы и бережности - не мешать. Быть рядом, но не мешать.
И ещё. Как говорит Георг Зиммель, женщина - это бытие, а мужчина - это деятельность. Маргарита знает, что мужчина учреждает себя только в труде, поэтому и настаивает на написании романа. А после не мешает Мастеру быть в иной форме деятельности - в самоистязании, чисто по-человечески не зная, как ему помочь, виня и себя в случившемся провале.
3. В своей речи Иешуа говорит Пилату следующие слова: "Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон".
Подумалось, в нашей любви к животным, на самом деле много власти: мы их любим как бы в ответ на то, что они соответствуют нашим ожиданиям, что они всецело зависимы от нас - от нашей заботы и защиты. Легко любить зависимое от тебя существо, а ты полюби равного, свободного: вот где раскрывается величина силы человека, его способности любить.
4. Корона Маргариты на балу подобна терновому венку Христа, её одеяние - веригам христианских аскетов (в романе упопоминается только тяжёлая цепь с подвеской, на кототорой был изображен чёрный пудель): так взыскуется жертвенная кровь в пользу возможности любить. Интересно, что, по Евангелиям, жертва Христа опознается и им самим как жертва из любви. Маргарита переносит всё это не как жертву, не как сознательный отказ от чего-то, но как то, что хочу и делаю - как высокую спонтанность духа, как самоволие из любви.
Любовь как поступок самопожертвования и любовь как высокое служение - варианты мужского и женского стилей любви.
5. В фильме Фалернское вино показано красным, но в реальности оно - белое. Если провести аналогию с живой и мёртвой водой, то красное вино (вино цвета крови как символа живой души) - это символ живой воды, а белое (есть же выражение "мертвенно-бледный цвет кожи") - мёртвой. Именно Фалернским вином Мастер и Маргарита убиваются Азазелло, и воскрешаются для вечного покоя.
____________________
Другие записи смотри по хэштегу Мастер и Маргарита