Однажды в одной из лекций Александра Филоненко (философа и богослова) услышала о двух типах восприятия нового дня. Для одних день начинается утром, для других - накануне, непосредственно перед сном. Для одних вечер дня - это конец прожитого дня, наступление долгожданного отдыха, для других - время перехода из одной формы активности в другую: в собственное настраивание на встречу с грядущим, в само-пере-собирание. Для этих вторых, сон - не столько отдых от "вчера", сколько время предвкушения "завтра".
Так вот, к чему это я? Вчера побывала на интереснейшей лекции о пищевой культуре в иудаизме, побочным эффектом которой стал новый виток моих размышлений о неделе - о смысловом значении семи дней как в религиозной культуре, так и в поле личностного бытия.
В некоторых культурах (например, во многих западных календарях) - при всеобщей планетарной семидневке (понятно, что традиция данного календаря корнями уходит в культуру авраамических религий с их семью днями творения) - неделя начинается с воскресенья, а в других (например, российская) - с понедельника. И вот подумалось.
Если неделя заканчивается воскресеньем, то это день, когда нет никакого мирского дела (не-деля), день отдыха от трудов (вплоть до реального ничегонеделанья), день подведения итогов, извлечения уроков. Для верующих людей, это - день благодарения / благодарной молитвы за прошедшие шесть дней, день удостоверения своей Веры как силы, обеспечивающей связь с событием прошлого-в-настоящем - с сотворением мира Богом. И как Бог отдыхал на седьмой день, так и человек отдыхает.
Если воскресенье - это начало недели, то это - день духовного труда, день настроя на будущее, день вдохновения. Это - день, в который человек, буквально, переводит дух (иногда, пересобирает даже): не отдыхает, а переводит его через невидимую границу из состояния активно-преобразовательного (труд) в созерцание будущего (празднование силы своего мышления, своей решимости идти дальше). Для верующих людей, это - день радости и благодарения Бога за открывающиеся возможности, день, призывающий грядущее (будущее) в настоящее силой Надежды.
В первом случае, жизнь воспринимается как труд, от которого требуется отдых, во втором - как приключение, требующее время от времени переводить дух.
Интересно, что в иудаизме, воскресенье - тоже начало недели, но именно - трудовое. Отсюда, в этой культуре неделя не начинается с субботы, а заканчивается этим днем молитв и благодарений.
Другое дело, что празднование хоть начала недели, хоть её конца - это свидетельство наличествующей в сердце благоговейной и готовой к со-трудничеству Любви.