Всё ещё читаю Данте: медленно, мысля... Читаю вместе с А. Филоненко, но чтением опережая его лекции в "Белом кофе".
Подумалось. У Данте в "Божественной комедии" проводником/учителем, в Аду и Чистилище для Данте-персонажа стал римский поэт Виргилий.
Т.е. бог (вернее, богородица) вместо того, чтобы послать Данте ангела-хранителя в его путешествии к звёздам через Ад и Чистилище, посылает поэта Вергилия. Поэта-язычника. Почему?
Потому что - а с кем вы ещё решитесь пойти в Ад и довериться, как самому себе, если не тому, кто, во-первых, сам знает, что такое Ад, а во-вторых, является личным авторитетом для тебя. Данте - поэт и Вергилий - поэт: родственные души; а ещё для Данте Вергилий - не просто поэт, а - почитаемый им поэт. И потому ему можно довериться.
И вот подумалось мне: а кому я из великих творцов так же доверилась бы, и готова была бы пойти хоть на край, хоть за край света - в ту теневую сторону, что называется Адом? Ведь тот, кому я доверюсь, укажет мне на сферу моего истинного Служения (кто это - поэт, психолог, философ, художник и т.п.)?
А кто бы для меня сыграл роль Беатриче, хлопотавшей за меня и поведавшей мне о Рае, но только в мужском обличье - роль моего Анимуса, говоря языком юнгианства?
И кто та, что, в конце концов, была бы у звёзд (в небесном Раю) подобно тому, как св. Бернард был с Данте? Кто фигура моей Самости?
Я нашла ответы для себя. А вы?
С кем бы вы пошли в Ад?
Кто тот или та, что дает вам силы идти?
И кто тот или та, в чьём лике вы встречаетесь с собой, узнаете себя, ассоциируете с ним - себя-ставшего или с ней - себя-ставшую?
Молчите. Проговорите себе.