Оригинал взят у
analitic в
Как восстанавливают популяцию амурских тигров Возвращение диких зверей в природу - занятие сложное и довольно редкое. В европейских странах, как правило, отлавливают животных там, где наблюдается их избыток, и перевозят в те места, где их мало.
Проектов по разведению кошачьих в неволе и подготовке их к самостоятельной жизни в диких условиях значительно меньше, а посвященные крупным кошкам - львам, тиграм, леопардам, ягуарам - можно пересчитать по пальцам. Один из них - российский Центр реабилитации и реинтродукции тигров в Приморском крае.
2012 году в селе Алексеевка (Приморский край) на базе специнспекции «Тигр» при поддержке Минприроды РФ, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (РАН) и Русского географического общества был открыт Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных (ПРОО «Центр „Тигр“»). Работу центра поддерживают многие фонды, а с 2016 года всех тигров, находящихся в центре, опекает АНО «Амурский тигр».
«Кошачьи, в принципе, очень благодарный объект для воспитания молодых животных без матери. Дело в том, что у них достаточно стереотипное поведение по отлову жертвы, оно во многом инстинктивное, во многом запрограммированное. Покажи трехмесячному рысенку крысу, и, хотя мать его не учила, он постарается ее поймать. У животных есть на основе инстинктов представление о том, кого есть и как. Но нужна тренировка, чтобы этот инстинкт развить и научиться в дикой природе это делать нормально», - говорит доктор биологических наук, заместитель директора Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Сергей Найденко.
Главной задачей для ученых стало не только помочь тиграм развить охотничьи навыки в неволе, но в большей степени - научить их бояться человека и всеми способами его избегать.
Амурский тигр - самый северный подвид тигра и самая большая кошка на планете. Длина туловища взрослого самца достигает 220 см, а вес - 185 кг. Этот хищник занесен в Международную Красную книгу; в России, по официальным данным, обитает около 500-540 особей.
«Каждый год остаются тигрята-сироты: мать по каким-то причинам погибает. Это может быть и неудача на охоте, и медведь может задрать, и от рук браконьеров она может погибнуть», - рассказывает Найденко.
Тигрят-сирот чаще всего находят зимой. Если котята младше 4−6 месяцев, а их мать погибла, то, скорее всего, они останутся сидеть в логове и вскоре тоже умрут. Если тигрята постарше, то, оставшись одни, они сами начнут охотиться. А в 4−6 месяцев молодые хищники уже начинают активно перемещаться, но охотятся еще очень плохо. Летом они еще худо-бедно могут сами найти пропитание, но зимой их шансы выжить снижаются в разы, поэтому тигрята выходят туда, где пахнет едой, - к человеческому жилью или помойкам, где, в крайнем случае, есть собаки, которых хищники могут попытаться поймать.
Обнаружив тигренка или его следы на снегу, местные жители связываются с сотрудниками центра, которые отлавливают полосатого смутьяна. Большинство тигрят ослаблены скитаниями по глубокому снегу на морозе - их сразу же везут к специалистам центра реабилитации. К сожалению, спасти удается не всех.
«Тигрята попадают в центр в разном состоянии, чаще всего в истощенном. В некоторых случаях мы отмечали обморожения различных частей тела - например, у тигрицы Золушки был обморожен хвост», - рассказывает сотрудник Центра реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных Екатерина Блидченко.
Следующие 30 дней тигренка держат на карантине и обязательно вакцинируют, кроме того, он сидит на особо питательной диете: мелко нарезанное мясо, печень, сердце, мясо на кости. Позднее ему дают и живые корма - мелких животных. Хищника кормят мясом только диких животных, чтобы он не привык к запаху и вкусу домашних.
Сам себе охотник
После карантина тигренка выпускают в вольер. Среда в вольере максимально приближена к естественной: лесная растительность, высокая трава, холмы, овраги - там тигр будет чувствовать себя комфортно и сможет спрятаться при малейшей угрозе.
Вольеров в центре несколько, они разделены переходными шиберами-перегородками. Как правило, воспитанники центра квартируют на площади 0,5-1,5 га. Тут и проходит их подготовка к «выпускному».
«Корм» подсаживают не в тот вольер, где сидит тигренок, а через несколько от него. Затем поднимают шибер, и тигренок сам находит добычу. Пока котята маленькие, в вольеры подсаживают кроликов, оленят или кабанчиков. Но чем старше становится хищник, тем крупнее будет его добыча - вплоть до взрослых оленей или кабанов.
«Видимо, они действительно хорошо натренированы, потому что как-то после выпуска один из наших тигров съел гималайского медведя», - рассказывает Найденко.
График кормления в центре такой же, как в природе: раз в 7-10 дней в вольер запускают крупное животное, а мелких, типа кроликов, подсаживают чаще, чтобы тигренок мог совершенствоваться в охоте.
Без семьи
Если сотрудники центра находят тигрят из разных выводков, но одного возраста, то их стараются держать вместе.
«Тигр имеет высокоразвитую психику. Контакты с представителями своего вида очень важны для социализации животных. Лучше держать котят группой - это помогает снизить уровень стресса у осиротевших животных», - говорит Блидченко.
Несколько лет назад сидевший в отдельном вольере тигр стал подтаскивать свою добычу к соседнему вольеру, в котором сидели более молодые самки. «Я наблюдала этот момент. Это были тигр Устин и тигрицы Светлая и Илона. Они очень доброжелательно общались друг с другом через сетку. Поведение, которое продемонстрировал тигр Устин, очень интересное и может говорить о том, что тигры могут объединяться в небольшие дружественные группы. Как часто это бывает, не могу сказать. Тигр Устин рос один, ему не хватало общения на ранних этапах развития. Через некоторое время в соседний вольер были подсажены самки, он стал очень тянуться к ним, и что интересно, мы не наблюдали жесткой конкуренции за пищу», - рассказывает Блидченко.
Выпускной
В природе тигры покидают мать и начинают самостоятельно жить и охотиться в 18-20 месяцев. Тигров из центра реабилитации стараются выпускать в этом же возрасте на территории с хорошей кормовой базой, где мало других тигров и нет человеческого жилья. Так восстанавливают численности тигра там, где по каким-то причинам произошла фрагментация его ареала.
С 2012 года сотрудники центра подготовили к самостоятельной жизни в тайге и выпустили в дикую природу уже девять тигров. Еще двое котят - тигрица Лазовка и тигр Сайхан - сейчас проходят реабилитацию. Первой «выпускницей» была тигрица Золушка - в 2013 году, когда ей было около 20 месяцев, ее выпустили в заповеднике «Бастак» в Еврейской автономной области.
«У Золушки в сентябре 2015 года родились два тигренка. Они вместе со счастливой матерью „засветились“ на фотоловушке в заповеднике „Бастак“ в декабре 2015 года. Мало того что успешно были пережиты зимы, Золушка и остальные удачно охотятся, но она еще и успешно создала пару с тигром из заповедника по кличке Заветный. Это подтверждает невероятный успех реабилитации и реинтродукции», - уверена руководитель программ Международного фонда защиты животных (IFAW) Мария Щербачева.
Шекспировские страсти
В 2014 году из центра выпустили пять тигров: Илону, Борю и Кузю в Амурской области, а Светлую и Устина - в Еврейской автономной области. В центре все они сидели в соседних вольерах и знали запах друг друга. Первый год после выпуска, судя по данным радиоошейника, Боря спокойно жил в Амурской области, но потом внезапно сорвался с места и прошел более 500 км до заказника «Журавлиный», где обосновалась Светлая. Встретившись, тигры создали пару, а в начале мая этого года на снимке с фотоловушки были видны лапки тигрят, которых закрывала собой Светлая.
«На наш взгляд, это уникальный случай, который рассказывает многое о поведении тигров. Тигры не просто встретились в период гона, а до сих пор живут на одной территории и постоянно пересекаются: один-два раза в месяц они встречаются, были случаи, что они вместе охотились, отдыхали. Подобной информации раньше не получали», - говорит Блидченко.
Но не всем тиграм центра повезло. После выпуска Устин пустился в большое путешествие, но попал в очень неудачные обстоятельства. Осенью он забрел в Китай и оказался в месте, где не было тайги, а значит, и корма. Вернуться в Россию он уже не мог - на разделяющем страны Амуре начался ледоход. Следующей зимой тигр смог вернуться в Россию, но на обратном пути сильно поранил лапы, и, возможно, поэтому не смог уйти в тайгу, а стал охотиться на бездомных собак недалеко от населенного пункта. Хотя Устин всегда был очень осторожным по отношению к людям и по-прежнему избегал и сильно боялся человека, было решено не рисковать животным. Его отловили и отправили в программу разведения редких видов, откуда он был распределен в Ростовский зоопарк.
Тигр-бояка
Но даже печальный опыт Устина показал, что выращенные в центре тигры до последнего избегают контакта с человеком и не подходят к его жилищу или на свалки.
«Тигрята попадают в центр в возрасте 4−5 месяцев. К этому моменту они прошли период социализации, находясь с мамой. Они могут различать „своих“ и „чужих“, и всего незнакомого тигрята бояться. На самом деле мы просто поддерживаем это поведение. Мы наблюдаем за животными только дистанционно, не находимся рядом с вольерами. Когда мы приносим корм, то благодаря специально оборудованным вольерам мы стараемся минимизировать все контакты с животными, таким образом не формировать связь тигрят с человеком», - подчеркивает Блидченко.
Взято
тут.