У меня в последнее время небольшая мания образовалась - я покупаю книжки, много книжек. Наверное лет с 19 я не читала одновременно не-ко книжек, а вот сейчас по 3 читаю - одна для дома, одна для метро для настроения не очень, и ещё одна для метро для нормального и хорошего настроения :)
Хочу поделиться своими впечатлениями от этих двух книг:
Джон Берджер "Блокнот Бенто" и Феликс Шайнбергер "Альбом ваших идей"
Итак, первой я прочитала Блокнот, с него и начну.
В аннотации значится:
"Блокнот Бенто" - последняя на сегодняшний день книга известного британского арт-критика, писателя и художника, посвящена изучению того, как рождается импульс к рисованию. По форме - это серия эссе, объединенных общей метафорой. Берджер воображает себе блокнот философа Бенедикта Спинозы (или Бенто, среди личных вещей философа был такой блокнот, который потом пропал) и заполняет его своими размышлениями, графическими набросками и цитатами из "Этики" и "Трактата об усовершенствовании разума".
Книга - это сборник историй о рождении рисунков, об исследовании живописи других авторов и просто размышлений о жизни.
"Рисование - разновидность исследования на ощупь. А первый импульс к рисованию обычно проистекает из человеческой потребности вести поиски, наносить на бумагу точки, находить место для вещей и для самого себя."
"Когда я рисую, то чувствую, что становлюсь немного ближе к чему-то: к тому ли, как птицы выбирают маршрут при полете, или как зайцы, убегая от погони, находят убежище, или как рыба понимает, где метать икру, или как деревья находят дорогу к свету, или как пчелы строят свои соты."
Очень рекомендую всем, буду ещё перечитывать обязательно. Кстати, нашла в сети цикл передач для ВВС Джона Берджера The way of seeing - любопытно, правда на английском только есть.
И вторая книга совсем не похожая на первую, но не менее интересная для меня - Феликс Шайнбергер "Альбом ваших идей. Учимся делать эскизы в дороге".
Эту книгу я бы назвала - inspiration для начинающих. Автор много внимания уделяет техническим моментам: как и чем делать наброски, как выбрать место, как лучше закомпоновать разворот. Но не меньше и торетических основ.
"Чтобы сделать вещи интересными, следует запомнить главное: предметы, как правило, интересны только в связи с нами."
Смешно тут Лёша меня сфотографировал - как будто я пытаюсь изобразить пальцы девушки на рисунке)
"Когда вы задались вопросом, насколько реалистично нужно изобразить объект, можно констатировать, что вы пошли по очень тонкому льду. В сущности, эта реальность - не простая и не захватывающая. существует только угол зрения. И он у каждого наблюдателя свой. Борец за свободу для одного - это террорист для другого.
Реальность - это компромисс множества способов восприятия.
Так что реальностичный рисунок - это некое общее понятие, а вовсе не действительность."
"и сверхреалистичный рисунок- не реален, если вы несправедливы к объекту. Наоборот, быстрый эскиз - например, эскиз настроения, - может адекватно отражать реальность, не будучи объективно реалистичным."
И ещё одно фото, которое говорит о том, что фотограф - мужчина)
и ещё одна радующая меня цитата:
"Художник должен путешествовать. Ему полезно размышлять и документировать реальность."