Oct 31, 2012 17:16
Опять православные ругают Хэллоуин как чуждое нашим широтам и явно бесовское событие, в котором участвовать не пристало.Некоторые даже говорят, что такие костюмированные отождествления с нечистой силой даром не проходят.
Оно, безусловно, дело пришлое, однако это не означает, что нам не присущее.
Ибо.
Всякий мало-мальски значимый праздник в традиционной культуре, в том числе и в культуре христианской , репрезентирующий ее священное содержание, потенциально состоит из двух частей
Первая часть есть уничтожение мира, конец света и погружение космоса в хаос.Здесь правят бал самого бесовского характера персонажи. И долг каждого участника праздника состоит в том, чтобы всеми силами, в том числе ряжением в силы зла и устроения жизни шиворот-навыворот, способствовать тому, чтобы хаос восторжествовал. Всё!Нет больше мира старого, весь вышел, и туда ему и дорога.
И здесь начинается вторая часть праздника, собственно его сакральное начало, - Господь творит мир(масляничные гуляния сменяются днями первотворения), Христос воплощается(колядки и ряжения сменяются Рождеством) и расправляется с адом(тут,например, праздник мертвых в Латинской Америке накануне Пасхального Воскресения) .Канун дня всех святых, то бишь Хэллоуин, сменяет собственно День Всех Святых. Святые -это Господне войско, при котором более невозможно нечистой силе по земле шастать, и она удаляется в небытие до следущего кануна.
В секуляризированном обществе, а я бы сказала , в обществе пост-просвещенческом, эти две части единого целого оказываются разведены. Церковный праздник несёт в себе только прекрасное, а безобразному места нет. Безобразное ходит неприкаянное и ищет себе местечка хотя бы в Хэллоуине с загнивающего Запада. А на загнивающем Западе весь машкерад тоже пляшет сам по себе - в массовом сознании канун дня Святых вытеснил сам день Святых.
Однако подлинная природа праздника в том, чтобы смерть сменилась возрождением.Это, кстати, нам с детства известно по новогодним утренникам.И пусть архаическое представление о циклическом времени неприемлимо для христианства, однако церковный год , его круговая система устроены таким образом, чтобы удовлетворять древней концепции праздника. Видимо, некоторые вещи соответствуют структуре психики и оттого неистребимы.Прекрасное с безобразным идут рука об руку, как Эго соседствует с собственной Тенью.
Впрочем, за психологическую подоплёку этой концепции я и о прошлом годе высказывалась. А много ранее меня высказались Юнг и Бахтин. Скажем истинно научным языком: избыток дерьма, друзья мои,требует канализации.Агрессия это или любое иное качество,неприемлимое в повседневности, пусть его течет на выход.Хотя сдается мне, что больше всего жаждет выхода всего лишь детская спонтанность и желание играть
психология,
праздник,
архаическое