Когда небо нажмет на курок

Sep 18, 2014 11:43


Я сейчас пишу песню. То есть она уже в принципе готова, я песни пишу за 15-20 минут. Конечно, это субъективно ощущаемые 15-20 минут. Может, на самом деле проходит час, или два, или даже больше.  Но не в том суть да дело.  Меня всегда интересовал творческий процесс. Я, конечно, отщепенец и предатель, сколько лет уже я тупо зарабатываю себе на жизнь и наступаю себе на горло, и рационально принятое решение признать себя сбитым летчиком и прекратить вот это все, - одно из худших моих решений. Зачем вообще принимать разумные решения, если ты в принципе дурак и не лечишься? Конечно, надо было не делать этого, продолжать, стучаться во все двери, использовать все возможности. Плюс мне все равно не нужна была слава никогда, от славы одни неприятности, но при концентрации и упорной многолетней работе я могла бы добиться того, чтобы нормально зарабатывать себе на жизнь, занимаясь музыкой столько, сколько мне нужно.
В общем, несмотря на всю свою решимость не участвовать, я все равно расчесываю гондурас, то есть я все равно время от времени пишу песни.
Я даже вижу большие плюсы в том, что я пишу в стол. Да, у меня нет времени на то, чтобы писать много и часто. Для написания песен нужна праздность. Нужно много времени на безделье, на образование в голове приятной пустоты и беззаботности, достижение такого расположения духа, когда через сознание начинают сами по себе течь образы, потом происходит кристаллизация их, потом что-то замыкает - бах! - и за 15 минут в состоянии полнейшей экзальтации старик Зверобоев рожает песнь. Мне даже особых условий для этого не нужно. Вот эту, новую песню я писала, валяясь в постели и не желая вставать, варя кофе, грызя бутерброд с сыром, обсуждая с Яном интимную жизнь грибов и причины возникновения репрессивной политики в отношении употребляющих веществ, поторапливая Владушу в школу.. И параллельно этому я внутри себя вертела новую песню, разглядывая ее со всех сторон и думая - вот тут хорошо, а тут нужно напильничком подточить, а тут добавить еще немного материала, чтобы правильной величины выступ был. Ну, условий-то не нужно, но если праздного времени мало в жизни, если постоянно грузишься и думаешь о работе, быте, о том, что коллеги не ценят, дети ни в грош не ставят, что сарочке ваще-то хуже всех, а никто и не замечает, - голова всем этим забита, никакие образы никуда не текут, каменный цветок нихуя не выходит. Вот хорошо Веронике Долиной, которая спокойно фонтанирует песнями на кастрюльно-бытовую тематику. Она одной рукой борщ мешает, другой рукой лупит детей по жопам - и параллельно творит на темы вот этого всего. Мне нужна зона пустоты и отрешенности между жизнью и песней, без этого песни просто не будет.
Впрочем, я не могу ручаться за то, что если мне предоставить огромное количество свободного времени и избавить меня от забот о хлебе насущном, то я сразу как распишусь, как начну записывать по альбому в год, как наворочу делов-то - ух! Не исключено, что и в самых комфортных условиях я писала бы по 1-2 песни в год. Или писала бы по 4-5-6, но при этом качество песен страдало бы.
Могу точно сказать: постоянная практика публичных выступлений, регулярное участие  в концертах, вхожесть в тусовку других авторов, - всё это заставляет писать больше и чаще, вынуждает придумывать новые песни, и часть их пишется в большей мере из необходимости обновлять и разнообразить свой репертуар для тех самых выступлений на людях. Появляются необязательные песни. У писания в стол и отказа от концертной деятельности есть огромный плюс в этом плане - совершенно нет необходимости сочинять что-то новое, поэтому ты пишешь только то, что уже никак нельзя не написать.
Совершенно невозможно подготовиться к тому, когда в голове рванет и песня начнет лезть наружу. Правильно сказано "когда б вы знали, из какого сора". Невозможно предугадать, что дергает за спусковой крючок, где в жизненном опыте находятся разномастные дозы катализаторов, которые внезапно запускают творческий процесс. Меня вот с детства интересовало, как это происходит. Как человек творит? Я лет в 8 впервые пережила это, встав из постели ночью и придя в комнату родителей к пианино. Включила лампу, всех разбудила и сказала, что я придумала музыку, можно я напишу ее в тетрадку, чтобы не забыть? Мама с папой разрешили, и я быстренько записала главное. На пианино я даже не играла особо, ночь же. Так, взяла несколько нот, чтобы проконтролировать правильность хода моих мыслей. Музыка оказалась какой-то довольно глупой полькой. Но меня за нее учитель в музыкалке похвалил и дал несколько дельных советов насчет того, как правильно структурировать музыкальную мысль и как удобнее и быстрее записывать музыку нотами. Я до сих пор не знаю, как срабатывает пусковой механизм. Понимаю, что какая-то ассоциация внезапно выдергивает ткань рождающегося произведения за кончик, и дальше уже пошло-поехало, процесс начался. Вот, Шопен говорил, что ему приснился сон. Будто он умер и люди несут его по улице в гробу, идет дождь, и тяжелые капли падают ему на лицо, и он понимает, что мертв и ничего с этим не может поделать. И Шопен проснулся и сочинил прелюдию ре-бемоль мажор. Ни одному слушателю и в голову не придет, слушая эту вещь, представлять мысленно картину, как толпа людей под дождем тащит по улице Шопена в гробу. Музыка вообще не про то. Просто сон дал сигнал, небо нажало на курок и выстрелило в голову творца искрой, которая воспламенило мозг, процесс пошёл.
Что касается новой песни - я ее доделаю и запишу, зуб даю. Я проснулась в 6 утра, решила посмотреть, как вчера другие днища сыграли в Лиге чемпионов. Может, еще кто-нибудь проипал позорно, будет не так обидно за ЦСКА, а то в голове уж слишком жалобно играет песня "На глазах у детей съели коня злые татары в шапках киргизских". Например, вдруг барсуки эпично сыграли в ничью с АПОЭЛем, было бы классно. Ан нет, барсуки выиграли 1:0, твари. И в потоке новостей глаз цепляется за информацию о том, что болельщики АЯКСа, оказывается, называют игроков своей команды "сынами божьими". К ним ПСЖатня приезжала, и они вывесили на трибуне баннер Welcome back, Son of God  - и всех повеселили, потому что в парижатнике играют аж три аяксида, все трое были в основе, и кого из троих приветствовали голландцы? Т.е. понятно, кого, скорее всего. Но не исключено, что собирались написать sons и просто забыли написать s. И вот как только я прочитала про "сынов божиих" - тут-то у меня в голове щелкнуло, я отложила планшет, легла поудобнее и началось... Понятно дело, что в песне не будет ничего ни про Аякс, ни про футбол, ни про Лигу чемпионов. Там будет "жизнь-боль, здесь не осталось уже ничего - господь, жги". Ведь Welcome back, Son of God - это почти что то самое "здесь не осталось уже ничего - Господь, жги!" Ящетаю.
Самое лучшее, что я читала на предмет механизмов творческого процесса, - это работа Маяковского "Как делаются стихи".  Мастрид для всех, кто пишет, имхо.

vita brevis, арс лонга, барсуки, моё, розенгард, лига чемпионов, ПСЖ, песни, песня, ars longa

Previous post Next post
Up