Во первых строках cего поста выражаю особенную благодарность своему ЖЖ-френду и просто хорошему человеку
antoshananarivo, так как без его участия этого материала бы не было вовсе.
Вокально-инструментальному ансаблю «Мзетамзе» 25 лет. У вас появилась уникальная возможнось познакомиться с одной из солисток знаменитого ансамбля, Наной Валишвили.Калбатони Нана Валишвили - этномузыколог, музыкант-фольклорист, стояла у самых истоков создания ансамбля.
- Расскажите в нескольких словах об истории создания коллективах и принципах
подбора репертуара.
- Мы сами выбираем репертуар, репетируем, сами выбираем солиста. Мы все в разные года учились в Консерватории, на одном фольклорном факультете, собирались на одной кафедре, выступали, собирались в экспедиции по Грузии. С тех самых пор зародилась наша дружба, и продолжается по сей день. Сегодня в нашем коллективе 7 участников,но сначала нас было шестеро, двое вокалистов уехали заграницу, одна из них Кетеван Николадзе до сих пор проживает в США, молодая Теа Касабури присоединилась к нам недавно, а Кетеван Баяшвили, вернулась из Греции, так что на сегодняшний день нас также 6 человек (Нана Валиашвили, Нато Зумбадзе, Нино Каландадзе-Махарадзе, Кетеван Баиашвили, Нунука Швелидзе, Теа Касабури). Поначалу репертуар был широким, пели практически все, но после совместных поездок накопилось огромное количество традиционных песен грузинских женщин из разных уголков нашего страны. И однажды наш друг, ныне покойный, Эдишер Караганидзе, знатный этномузыколог, предложил нам заняться этим всерьез, создать ансамбль, скомпановать и исполнять эти песни. Выступали конечно сначала на общественных началах. Наши костюмы для выступлений из натуральных материалов подлинно народные из Хевсуретии,не имеющие аналогов во всей Грузии и на всем Кавказе, со своей сложившейся столетней историей, с традиционными вышивками.
- А в зависимости от чего складываются те или иные мотивы ваших композиций?
- Мы все из разных районов Грузии, я сама родом из Хеви,в моё соло в нашем репертуаре в основном легли восточно-грузинские горские песни, а также западные сванские и рачинские. В зависимиости от жанра песни исполнение может быть как одноголосным, так и двух- и трехголосным, например колыбельная- одноголосная, но варианты могут меняться, есть также нами любимые песни Шавшетии, территория Турции, это и колыбельные, и танцевально-частушечные. В основном мы поем под собственноисполняемый аккомпонемент пандури (трехструнный щипковый музыкальный инструмент) , чонгури (четырехструнный щипковый музыкальный инструмент), чунири(трехструнный смычковый инструмент), дайро(ударный) и грузинская диотонной гармони.
- Где можно вас услышать?
В последнее время, в основном, мы выступаем, к сожалению, за границей. Наш первый сольный альбом в 1996 году выпускала швейцарская компания, спустя 4 года последовал еще один. Это принесло нам большую популярность в Европе, поскольку до тех пор были известны грузинские песни только в исполнении мужчин, многие захотели не только слушать нас, но и воочую наблюдать за исполнением. С древних времен известны многие целебные свойства песен. Так, например, у кровати заболевшего ребенка собирались женщины, комната украшалась красными цветами,и исполнялись эти прекрасные изгоняющие злой дух народные песни.
- Госпожа Нана, а какие страны вы посещали с гастролями?
- Мы выступали во Франции, на Корсике, в Швейцарии, Англии, Италии, Голландии, Финляндии, Австрии, Бельгии, Германии, и везде нас ожидал прекрасный прием, что было несколько удивительно для нас, поскольку у нас все-таки специфический репертуар и манера исполнения. Также мы принимали участие в народном фестивале Прибалтийских стран в 1991 году.
- А как расшифровывается название ансамбля?
- Вообще, в грузинской мифологии, «мзе»(«солнце») имеет женское начало, связано с рождением детей. На пиршествах, посвященных появлению младенца на свет обязательно исполнялись песни о солнце. Однажды, будучи на конференции в Боржоми, в 1988 году,мы обнаружили село с названием Мзетамзе и в одночасье вопрос о названии нашего ансамбля был решен.
- Расскажите о вашей личной жизни, как Вы познакомились с вашим супругом?
- Мой супруг - Реваз Котрикадзе, директор «Музея музыкальных инструментов Грузии». Мы учились в Консерватории, но познакомились позже, в Ахалкалаки, где он работал директором школы, а я была в командировке. После этого он стал постоянным гостем нашего центра, красиво ухаживал, и очень старался мне понравиться, но у меня поначалу не было особого желания выходить замуж. А потом все сложилось само собой и очень удачно. Дома мы часто с интересом обсуждаем свою деятельность, работу, происходящее в профессии. Наша дочь, Сопо, ей сейчас 21 год,тоже хочет стать фольклористом, при чем это ее собственное решение. Она посещала народную школу духовного и народного пения в Сиони.
- В чем заключается ваша сегодняшняя работа в «Этноцентре Грузии»?
- Я глава музыкального отдела фольклорного направления нашего Этноцентра, мы продолжаем нашу традицию и часто отправляемся в экспедиции, недавно были в Тхебули, на фестивале фольклора, даем мастер-классы, поддерживаем музыкальные коллективы, ведь это основное предназначение нашего центра, существующего с 1936 года, имеющего в архивах уникальные записи. Я очень счастлива, что выбрала этот путь. Наша семья очень мызыкальна, я с детва, наверное, впитала волшебные звуки грузинских мелодий, хотя профессионально мои родители никогда не занимались музыкой. Я часто в детстве бывала в селе у бабушки, там всегда было включено радио, и я непринужденно заучивала народные песни. Потом, по прошествии многих лет, услышав какую-то песню вроде бы в первый раз, обнаруживала для себя, что я ее уже знаю.
- Есть ли у Вас хобби, что-то, что вам нравится помимо вашей основной работы?
- Я очень люблю вышивать, особенно иконы, но, к сожалению, на это совсем не остается времени.
Но я все равно счастлива, что занимаюсь любимым делом.
P.S. Конечно, милые подруги, писать о музыке, это все равно, что танцевать об архитектуре. Эффект тот же. Но возможно, прочтя наше интервью, у вас появится интерес к коллективу «Мзетамзе», и вы разыщите их записи на просторах интернета. Это того стоит! Начинать поиски советуем с сайта
Этноцентра Грузии Рассказ о Государственном музее грузинской народной музыки и музыкальных инструментов, в котором директорствует супруг калбатони Наны, Реваз Котрикадзе
тут