Мой собеседник -
dimaberkut, профессиональный фотограф, выпускник Академии фотографии, член Союза журналистов России с 2008 года, сотрудничает с фотоинформационными агентствами "Фото ИТАР-ТАСС", "Интерпресс", "РИА Новости". Имеет три персональные выставки в России «Моя Индия» 2007, «Алтайские сны» 2008, «Вдвоём на Крыше мира» 2009. Мы побеседовали с Дмитрием о путешествиях, особенностях работы фотожурналиста и его впечатлениях о нашей стране.
фото Юрия Мечитова
http://www.mechitov.net - Дмитрий, давайте познакомимся. Расскажите о своей биографии: откуда вы родом, кто ваши родители?
- Я родился в Ленинградской области, детство провел в Великом Новгороде. Мой отец - Александр Дмитриевич был фотографом, художником-оформителем, работал в фотостудии. Анализируя свою жизнь, я понимаю, что, скорее всего выбор моей теперешней профессии в какой-то мере был предопределен. Хотя профессия «фотохудожник» и «фотожурналист» - это две разные специализации, многие путают их, либо считают одним и тем же.
- В чем собственно состоит различие?
- Будучи «фотожурналистом», я ассоциирую себя в большей мере именно с журналистикой. Более того, готовя фоторепортажи и фотоистории, чаще всего тексты я пишу самостоятельно. Для меня это важно. В то время как «фотохудожники», возможно, относятся к творческим профессиям, они творят искусство.
- Вас с самого детства увлекла фотография? - И да и нет. Свой первый фотоаппарат «Вилия-авто» я получил в подарок от отца в 10 лет. Мы с одноклассниками много путешествовали по Прибалтике, я фотографировал пейзажи.
Хотя меня интересовал, наверное, в большей степени процесс проявки фотографий, чем фиксирование изображений на пленке. Мне нравилось приходить в отцовскую фотомастерскую, возиться с реактивами, я ощущал присутствие чуда, волшебства. Приятные детские воспоминания.
- Кто вы по образованию?
- Я филолог, специалист по финно-угорским языкам. В свое время окончил Западно-финский колледж (Lansi-Suomen Opisto), хотя, признаюсь честно, я не работал ни дня по своей основной специальности, да и собственно выбор будущей профессии был мною сделан скорее из меркантильных соображений. В силу моего места проживания, вблизи финской границы, я посчитал, что зная язык соседей, смогу реализоваться в будущем.
- Вам удалось применить свои знания на практике?
- Благодаря определенному объему знания языка я мог свободно общаться с финнами, посещающими РФ, это был хороший, полезный опыт. Учеба заграницей тоже значительно расширила мои горизонты. Кроме того думаю, что филологическое образование, помогает мне в работе журналистом.
- И все же, как вы пришли к своей теперешней профессии?
- «Путь к себе» был неблизким и извилистым. Я освоил множество профессий. В России много лет работал геолог, занимался обработкой драгоценных камней, частным бизнесом еще работал грузчиком, кочегаром, социальным работником, парикмахером, плотником, охранником, кровельщиком и специалистом по связям с общественностью и сотрудником службы безопасности в финской компании торговавшей бензином в Санкт-Петербурге. Затем, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам я жил заграницей. Путешествовал по Европе: посетил Бельгию, Германию, Испанию, Нидерланды, Польшу, Францию. На год поселился в Португалии, где работал частной фруктовой компании. После этого еще были Индия и Непал, но это отдельная история. После возвращения в Россию, судьба забросила меня в Томск. В то время мне было уже 33 года. В Томске состоялась моя знаковая (судьбоносная) встреча с фотокорреспондентом издательского дома «Томский вестник» Алексеем Смирновым. Вы не поверите, мы просто познакомились на одном из арт-фестивалей, подружились и Леша предложил мне попробовать свои силы в качестве фотографа в одноименной томской газете, просто подменить его на время отпуска. Я согласился. И остался работать фотокорреспондентом на целых три года! Я выполнял обязанности фотокорра в четырех различных газетах этого издательского дома.
- Судьба?
- Возможно и так. В Томске мне жилось достаточно комфортно, это город молодых творческих людей. Множество вузов, интересная разноплановая культурная жизнь. Сибирь вообще - многоликий регион, можно сказать отдельное государство в государстве. Я с удовольствием открывал для себя различные грани Сибири, много путешествовал и конечно фотографировал. Параллельно окончил Академию фотографии в Томске (филиал Московской академии фотографии).
- Дмитрий, возможно, вы все же в большей степени путешественник, чем журналист?
- Я всегда ощущал потребность фиксировать свои впечатления от странствий и знакомств с новыми людьми. Начиная с первых дней жизни за границей, завел привычку записывать мысли, вел нечто вроде «путевого дневника»… К сожалению, мало что из моих записей тех лет уцелело. Возможно, если бы в то время у меня оказался фотоаппарат, и кто-то сказал «Снимай!», я уже тогда стал бы фотожурналистом. А что касается профессии путешественник, я не слышал о том, что такая существует. В большей степени это состояние души, образ жизни. Для меня работа фотокорром - это возможность реализовать желание познавать мир. Что-то вроде приятного дополнения к путешествиям и конечно возможность заработать.
- Какие проекты были вами реализованы в Томске? Возможно, есть такие работы, которыми вы особенно гордитесь?
- В течение нескольких месяцев, после работы каждый день я посещал детское отделение онко-гематологии. Я фотографировал детей, больных лейкемией и их родителей. Вы спросите, почему я так долго занимался этим проектом, - все просто. Это иной мир. Дети и их семьи понимают, что многие из больных обречены. Они не хотят общаться с посторонними, не желаю впускать кого-то из вне, не могут сразу довериться и позволить себя снимать. Я делал это не для газеты, а для себя. Мне хотелось показать общественности глубину проблемы. Правда, в итоге мой материал все же напечатали в «Томском вестнике», но это была всего лишь малая часть от того, что мне довелось видеть и фотографировать. Отдельно я посещал деток, обреченных умирать, из-за отсутствия в Томске хосписов, их просто отпускают домой. Но эта тема табуирована, у меня ее не взяли в СМИ. Я подарил ее фонду помощи детям больным раком крови, имени Алены Петровой. Это действительно серьезная проблема, по статистике из десяти заболевших умирают трое, а семеро ведь остаются жить. И этим детям так же нужна колоссальная помощь.
- Дмитрий, вам довелось видеть много жесткости и страданий. Скажите, взгляд на мир сквозь фотообъектив облегчает восприятие чужой боли, ужасов военных конфликтов и несправедливости?
- Я встречался с таким мнением моих коллег, в особенности военных фоторепортеров. Это звучало так: когда очень страшно я просто отделяюсь от происходящего камерой (фотоаппаратом) и снимаю, снимаю пока не сядет батарея. Возможно для кого-то так легче, но не для меня… Для того чтобы сделать честную фото-историю, мне необходимо пропустить через себя то, что я вижу, а это невозможно без сопереживания.
фото Юрия Мечитова
http://www.mechitov.net - Каково ваше виденье миссии СМИ ?
- Это нас, от журналистов, многое зависит. Мы способны менять мир. Моя задача - сделать его лучше, светлее, позитивнее. Именно желание изменить в положительную сторону образ Грузии в глазах российских граждан стало причиной моего посещения Тбилиси. Дело в том, что кроме работы на различные российские информационные агентства в качестве стрингера, я занимаюсь блоггерством. Мой интернет-журнал на самом популярном и в России ресурсе - Живой Журнал (Live Journal), читают около 4 000 постоянных подписчиков. Это не малая аудитория. Перед посещением Грузии я анонсировала свою поездку и получил множество различных, иногда противоречивых откликов от моих соотечественников . Меня пугали насилием над русскими, напоминали о различных опасностях которые подстерегают меня в Грузии . Я понял, что двигаюсь в правильном направлении, осознал, что обязана увидеть все своими глазами и написать максимально объективно о современной жизни в Грузии. Мои публикации уже появились в Сети и я верю, что они смогут сдвинуть отношения между нашими народами с «мертвой точки». Я верю в то, что «народная дипломатия» способна влиять даже на самые безвыходные дипломатические ситуации.
- Вы впервые в Грузии?
- Да, так как отдых у Черного моря в детстве я бы не считал за полноценное знакомство с Грузией.
- Вы провели в Грузии три недели, думаю, что этого времени достаточно для того чтобы составить мнение о стране.
- В любых путешествиях общение с людьми, знакомства, обмен мнениями для меня всегда стояли на первом месте. И фотографировать людей и социальные явления я люблю гораздо больше , чем пейзажи и исторические достопримечательности. К чему это я? Люди в Грузии замечательные! Еще в детстве мои родители воспитали меня с мыслью о том, что основная черта грузинского народа - гостеприимство, так и оказалось. Я не разочаровался, а наоборот убедился в изобилии душевного тепла и внимания к путешественникам. Некоторые мои знакомые рекомендовали мне представляться украинцем, либо белорусом. Но я не привык врать и разговаривая и знакомясь с новыми людьми в вашей стране говорю прямо - я Дмитрий из Санкт-Петербурга, фотожурналист. В ответ получаю пожелания здоровья и благополучия, множество положительных эмоций и тепла. Я свободно объясняюсь на русском языке, не встречая враждебности. Многие спрашивают меня, когда же наладятся отношения между нашими странами. Я не могу ответить на этот вопрос, увы.
- Какое впечатление на вас произвел грузинский народ?
- Если говорить об особенностях грузинского менталитета, то сразу бросается в глаза высокий уровень артистичности. Многие танцуют и поют прямо на улицах. И как поют! Грузинское многоголосье завораживает. Отдельная тема - танцы. Юноши и девушки мастерски исполняют трудные па под аплодисменты толпы и аккомпанемент грузинских музыкальных инструментов, это выглядит незабываемо. Для того, чтобы ознакомиться с культурой не обязательно идти в музей, либо на концерт - вся национальная самобытность вокруг меня на улицах: живая, яркая, привлекательная. Заметны глубокие национальные традиции и то, что местные жители относятся к ним с уважением, бережно хранят и берегут. Отдельный разговор - грузинская кулинария и традиции застолья. Кухня мне очень нравится. Правда некоторые блюда излишне пряные и острые с непривычки. Из-за того, что я не пью спиртного, мне трудно по достоинству оценить прелести грузинского виноделия, зато грузинские лимонады приятно порадовали, их насыщенный вкус напомнил детство.
- Дмитрий, вы путешественник с большим стажем. Давайте сравним Грузию, с теми странами где вы недавно побывали.
- Этой зимой мы с супругой Анной
anyaberkut, она моя коллега арт-фотограф, путешествовали по странам Южной Америки. Безусловно, это огромный континент и каждая страна отличается от соседней, но в общем могу отметить высокий уровень безопасности и комфорта в Грузии, чем не могут похвастать, например, Перу, Боливия и Эквадор. Я свободно хожу по улицам Тбилиси и Батуми с профессиональной фото-техникой, стоимость которой исчисляется в тысячах рублей. И не боюсь быть ограбленным и это в вечернее время. Такой роскоши я не мог себе позволить в Латинской Америке, в некоторых местах даже днем. Сравнивая Грузию по социальным показателям, могу отметить что количество беспризорных детей, попрошаек и нищих просто минимальное даже в сравнении с благополучной Москвой!
Представители правоохранительных органов культурные и ведут себя корректно, меня ни разу не остановили для проверки удостоверения личности, в то время как в Москве без документов желательно не выходить даже за хлебом. Меня приятно удивил Батуми - город действительно строиться огромными темпами, производит впечатления по-настоящему комфортного многопланового города, здесь и порт и пляжи и исторические достопримечательности и рекреационная зона.
Знаете, есть некоторые страны, которые не задевают, оставляют равнодушными. Нескольких дней для пребывания в таком государстве вполне хватает. Я не могу сказать этого о Грузии, чувствую, что мне захочется вернуться сюда снова и снова.