Год назад, 23-го июня, в Тбилиси состоялась премьера книги писателя, сценариста, журналиста Игоря Оболенского "Судьба красоты. История грузинских жен". (Еще раз спасибо Маше за приглашение!)
На "Дне рождения книги" состоялась встреча с автором - Игорем Оболенским, который рассказал о своем новом проекте - "Загадки Грузии", который стартовал на сайте канала ПИК.
Автор также рассказал о своей новой книге "Цена чести. Истории грузинских мужей", опубликованной на русском и английском, презентация которой пройдет осенью.
фото Ани (elet1)
У собравшихся в этот вечер в уютном кафе на улице Киачели была возможность пообщаться лично с Игорем Оболенским в непринужденной обстановке, также приобрести книгу "Судьба красоты" с автографом автора.
Вот, что рассказал автор о «заочном знакомстве» с Грузией:
- Я влюбился в Тбилиси, когда мне было лет двенадцать. Тем летом я отдыхал в "Артеке" и познакомился с девочкой из Грузии. Когда смена закончилась, на прощание она подарила мне открытку, на которой были изображены знаменитые тбилисские балконы. Как мне все это нравилось - и сама девочка Тамуна, и ее открытка с балконами. Тогда, наверное, у меня и родилось желание приехать в Грузию.
Моя детская, а потому самая искренняя, мечта сбылась через много лет. Я уже работал журналистом. И свою любовь к Грузии, несмотря на то, что грузинок мне больше не встречалось, перенес на всё грузинское - фильмы, кухню, имена. И вот в Москву должна была приехать Софико Чиаурели. Для меня был праздник. И шанс познакомиться, наконец, с любимой актрисой. Стоял, кажется, 2000 год. Истории, которые Софико рассказывала мне, звучали, как песня. Тифлис, Верийский квартал, Верико Анджапаридзе, Абхазия, Солико Вирсаладзе....
Прошло время. Я часто звонил Чиаурели, поздравлял ее со всевозможными праздниками, втайне мечтая получить приглашение в гости. И - вот оно счастье! - я его получил. Тогда и состоялась моя первая столь долгожданная встреча с Грузией. Это было лет семь назад. Отношения между Россией и Грузией на тот момент уже не были безоблачными. А потому в Москве меня просили быть осторожным во время поездки. Когда в Тбилиси я рассказал об этих предостережениях своих друзей Софико Чиаурели, она улыбнулась: «Не надо путать жизнь с фильмом «Кавказская пленница», - щедро делился воспоминаниями Игорь Оболенский.
Со временем он стал частым гостем нашей страны. Так сложилась судьба, Игорь женился на грузинке с красивым именем Софико, полюбил Грузию, как свою родную страну.
- Бодлер, кажется, сказал, что женщина - это приглашение к счастью. Первой женщиной, пригласившей меня в Тбилиси, стала Софико Чиаурели. А второй - тоже Софико, моя жена. Странное ощущение: с одной стороны я уже не чувствую себя здесь в гостях, для меня Грузия стала домом. Не вторым, как это принято говорить. А таким же родным и близким, как и Россия. А с другой, каждый раз я буквально физически ощущаю азарт первооткрывателя, оказавшегося в новом месте, но среди друзей. Я в Грузии обрел семью. И не только. Удивительные встречи, на которые оказалась столь щедра грузинская земля, подарили мне идею написать книгу о прекрасных и загадочных женщинах, которые родились в Грузии и сумели покорить весь мир.
Журналист поделился с аудиторией воспоминаниями о работе над книгой:
- “Судьба красоты. Истории грузинских жен” стала бестселлером в считанные месяцы и уже переведена на несколько языков. Как я был горд, когда после представления французского издания в Париже, видел на Елисейских полях людей с раскрытой книгой в руках. И это не фигура речи, именно так все и было. Но иной судьбы у этой книги, пожалуй, и не могло быть. Не потому, что я ее автор. А потому, что ее героини - грузинские жены.
Мне хочется, чтобы те, кто прочтет «Судьбу красоты», испытал чувство счастья и гордости - то чувство, которое испытываю к Грузии я.
С чего вообще началась книга? С очень важного события, которое случилось в моей жизни. Осенью 2008 года мне посчастливилось познакомиться с Каталикос- Патриархом Всея Грузии Илией Вторым. Прошло всего 3 месяца после российско-грузинской войны и во время встречи мы, конечно же, не могли не коснуться этой трагичной темы. В конце вечера Святейший неожиданно обратился ко мне со словам: «Вы - один из наших невзорванных мостов и должны сделать все, чтобы отношения между нашими странами вновь наладились».
Я задумался - как писателю и журналисту может оказаться под силу такая задача, ведь я не дипломат, не политик. А уже утром приступил к работе над этой книгой, просто решив рассказать историю любви, дружбы и душевной связи удивительно добрых и прекрасных людей.
Книга не случайно называется «Судьба красоты». В этой жизни ничего не дается бесплатно. И все женщины, о которых я писал, платили высокую цену, конечно же, не только за красоту, а просто за право оставаться самими собой, не изменять себе и своим убеждениям. Кто-то расплачивался душевным покоем, кто-то счастьем, а кто-то и вовсе - самою жизнью...
Меня потрясла судьба Бабо Дадиани. В 1921 году она вместе с мужем, как и многие грузины, уехала в Константинополь. Но не выдержала без своей обожаемой Грузии и вернулась обратно. При том, что уезжала она из одной страны, а вернулась уже совсем в другую, советскую. Семье Дадиани- Масхарашвили пришлось до дна испить свою горькую чашу.
Отрывок из книги Игоря Оболенского «Судьба красоты. История грузинских жен»:
«…Обычно чекисты выводили заключенных во двор метехской тюрьмы и там зачитывали список. Алеша и Илико Махарадзе стояли рядом, а Оганезов (чекист) читал список, чье имя называл того уводили на расстрел. В день почти по 100 человек расстреливали. В один из таких дней, Алеша и Илико Махарадзе опять стояли рядом, когда зачитывали список. И как мне рассказывал Алеша, «список почти дочитали до конца, Илико повернулся ко мне и сказал, кажется нас пронесло. И в это время назвали его фамилию...Словно ножом ударили мне в сердце.» Они попрощались. Илико мужественно принял свой приговор и сказал Алеше: «Хорошо, что тебя оставили, у тебя семья, может случится чудо и ты останешься жив» (Илико был не женат).
Каким-то чудом расстрелы вдруг прекратились. Пришла молния-телеграмма из Москвы. «Прекратить расстрелы». Через несколько дней пришло постановление о помиловании. Освободили всех заключенных. Алеша Масхарашвили и адвокат Григол Лагидзе вместе вышли за ворота тюрьмы и тихо сказали друг другу...»Уж не хотят ли эти палачи, чтобы мы им спасибо сказали».
По возвращении Алеша как-то сказал мне. «Прости, но там были моменты, когда я ни о тебе, ни о детях не думал. Только об одном мечтал, чтобы скорее расстреляли»
Увы, подобное испытание пришлось пережить многим. Но Бабо и ее супруг сделали это с чувством невероятного достоинства. Я читал письма Алеши Масхарашвили, которые он присылал жене из тюрьмы. Находясь фактически на пороге смерти, он признавался, что если бы ему предложили выбирать между спокойной и размеренной жизнью где-нибудь на острове Таити и мучениями, которые он испытал на Родине, он бы, без сомнения, выбрал второе. Этот великий - а по-другому я не могу и не хочу называть Александра Масхарашвили - человек был счастлив, что может умереть в своей родной Грузии. Меня эта история настолько потрясла, что я снял документальный фильм об этой семье, - рассказал Игорь Оболенский, представив на суд зрителей серию, посвященную семье Дадиани-Масхарашвили.
Из дневника Бабо Дадиани:
«…На следующее утро пошли в комендатуру НКВД. Идем по улице, навстречу идут мужчина и женщина, очень приятной наружности. Я спрашиваю: - «Скажите, пожалуйста, как я попаду на Лубянку?» Они очень грустно на меня посмотрели и потом, улыбнувшись, ответили: - «Вы туда легко попадете» и опять с грустью объяснили как пройти. Добрались наконец до Лубянки, мне выдали пропуск и после долгого ожидания какой-то мужчина записал причину моего приезда в Москву. Через некоторое время меня принял Багчо Кобулов. Он мне сказал, "будьте дома, мы Вас вызовем".
…………………………
… Берия повернулся к Багчо Кобулову. Сказал, «свяжись с Рапава и пусть ей вернут квартиру. Я добавила, что дело о квартире находится в кассационном суде и отправлено в Москву в Верховный суд. «Ну, здесь мы поможем» - сказал Берия. Потом спросил меня. «Коки - ваш отец, что он делает там?». Я ответила: «Откуда мне знать..» «Как, если один из ваших братьев проберется в нашу страну, и придет к вам, что вы сделает?» Я ответила: "Пока они до меня доберутся, наверное, вы об этом раньше меня узнаете. Разве наша граница не на замке?» Берия посмотрел на Кобулова. Потом опять обратился ко мне: "Вы, должно быть нуждаетесь?». Я ответила: "Это не важно, мне важно и нужно знать, где мой муж и брат», на это он обратился к тем двум русским и сказал: «Вот такая молодая и каждый год у нее сидит в тюрьме или муж, или один брат, или другой» и опять повторил мне: «Вам деньги должно быть нужны, мы вам поможем» Я встала и хотела уйти. «Вы пожалуйста бросьте ваши княжеские гордости» (сказал он с ужасным мегрельским акцентом) куда идешь, кто отпустит». Вдруг я испугалась, что меня арестуют. А, он обратился к ним и сказал: «такой может быть только мегрелка». Я сделала несколько шагов и неожиданно остановилась, вдруг полились слезы, чего я так не хотела...Не хотела, чтобы они видели мои слезы. Берия сказал Кобулову - «проводи ее». Выйдя из комнаты, я без сил упала в кресло. Кобулов сел неподалеку и стал меня успокаивать, «вы ведь слышали, что сказал тов. Берия.» Я ответила: «Я приехала не для получения аттестата. Я ищу мужа и брата". «На это вы тоже получили ответ от тов. Берия. Он поручил мне перевести вашего брата в Москву и освободить». Слезы душили меня, вышла оттуда ни жива ни мертва. Откуда столько слез. Они лились как вода, без остановки.»
(спасибо Тамрикоше!)
Гости «Дня рождения книги» стали первыми, кто увидел недавно снятый документальный фильм. Изначально Игорь Оболенсий планировал назвать «Уроки грузинского», но в примерно в это же время режиссер Андрей Некрасов, выпустил фильм об августовской войне, названный «Уроки русского»… Съемочная группа сериала, посовещавшись , выбрала новое название - «Бабо». Дочь Бабо Дадиани и Александра Масхарашвили - Татули, рассказывает о трудной судьбе семье, показывает уникальные фотографии из семейного архива. Текст дневников Бабо Дадиани читает Нани Брегвадзе, ее голос никого не оставили равнодушными, многие зрители не смогли сдержать слез слушая рассказ о трагической судьбе настоящих патриотов Грузии.