Левон Осипов: «Одна из моих керамических ваз стоит в кабинете Фиделя Кастро!»
Sep 11, 2013 09:59
Я очень люблю общаться с фанатами нашего журнала. Семья художника-керамиста Левы Осипова и его супруги Анжелы, читает «Подругу» на протяжении 15 лет, начиная с самых первых номеров. Оказавшись в их гостеприимном доме, я поняла, что попала в настоящий музей прикладного творчества! Возникло желания бродить из комнаты в комнату, любоваться, удивляться и расспрашивать. Трудно поверить, что львиная доля «экспонатов» коллекции была создана одними единственными руками! Мы побеседовали с батони Левоном о его насыщенной творческими свершениями жизни, сумасшедшей трудоспособности и источниках вдохновения.
-Не погрешу против истины, если скажу, что считаю себя коренным жителем Тбилиси. И мой дед, и прадед, все родились и выросли в самом прекрасном городе мира, на берегах Куры. Ваш покорный слуга увидел этот мир здесь, на Авлабаре. Бегал учиться в соседнюю школу №86, расположенную на Элиа. Знаете, мне всегда нравилась рисовать! Столько, сколько себя помню, я не выпускал из рук карандаш и блокнот. Выбор вуза был предрешен: я поступил в Ереванский театрально-художественный институт, на факультет зодчества и ваяния. В вашей семье кто-нибудь занимался прикладным искусством?
Нет. Моя мама, Мария Осипова (Халатян) по профессии была педагогом, но кроме этого она прекрасно рисовала, была очень талантливым человеком. Первые уроки рисования преподавала мне именно она. Проработав сорок шесть лет в школе, она получила звание заслуженного педагога, я очень горжусь своей мамой. Папа, Сурен Осипов, на протяжении 68 лет (!!!) работал на "Машиностроительном заводе имени Орджоникидзе". Прошел путь от простого рабочего, до начальника цеха.
-
Не могу не спросить о вашей супруге, Анжеле, сколько лет вы вместе?
Я женился в пору студенчества. Причем произошло это довольно оригинально. С девятого класса я дружил с девушкой Анжелой Петросян, и как-то отец сказал мол, чего дружить-то, приводи ее в дом и будем вместе жить. Мы женаты 55 лет. Анжела, как и моя мама - педагог. Она преподавала русский язык на протяжении 25 лет. У нас есть сын Карен и дочь, Марина, она тоже преподаватель русского языка. В нашей семье шесть внуков.
Что же все таки вас привлекло в керамике.
Как я уже говорил после окончания средней школы я поехал в Ереван. Будучи армянином по происхождению я надеялся, что в Ереване мне будет легче поступить. Но оказалось, что на экзамене нужно было сдавать специальные предметы: рисунок, скульптуру и живопись. Я не был готов к этому, еще занимаясь в школе, необходимо было посещать репетитора и уделять этим предметам особенное внимание. Меня одолело отчаяние, я потерял надежду вступить в вуз. В очень плохом настроении возвращаясь с института я прохожу мимо полуоткрытых дверей и вижу чью-то мастерскую. В дверном проеме видна потрясающая скульптура, я, забыв о своих проблемах, замираю, как вкопанный...Подходит ко мне мастер, как оказалось, хозяин этой мастерской, который лепил в этот момент огромного орла, и спрашивает интересно ли мне. Я ответил, что конечно же мне очень интересно, что я хотел учиться на скульптора, но к специальным экзаменам не подготовлен. Он дал мне бумагу и карандаш и сказал чтобы я рисовал его детище - орла. Рисовать-то я уже умел и нарисовал, после чего он предложил придти завтра к нему на занятия в десять утра. Дома я похвастался встречей с интереснейшим человеком, хотя и не знал как его зовут. Конечно я не могу дождаться, когда же наступит утро, чтобы можно было бежать в мастерскую к скульптору и заниматься тем, что мне было интереснее всего на тот момент: рисунком, лепкой, живописью. Когда я пришел, мастер дал мне кусок глины и попросил слепить того самого, вчерашнего орла. Он удивился когда узнал, что я нигде подобному не учился и предложил позаниматься у него и рисованию, и живописи, и скульптуре. Каждый день в течении двух месяцев я ходил в мастерскую пока не начались экзамены.
Откройте секрет, не томите, кто же стал вашим преподавателем?
Известный армянский скульптор Ервант Кочар! Вы не представляете как мне повезло, должно быть это мой ангел-хранитель постарался. Я прекрасно знал это имя, так как интересовался зодчеством. Одна из его известных скульптур стоит в центре Еревана, около вокзала - это Давид Сасунский. Так, совершенно случайно, я познакомился с великим мастером!
Тот самый Давид Сасунский, Ерванта Кочара
Вам чрезвычайно повезло!
Когда сотрудники приемной комиссии института узнавали, у кого я занимаюсь, то махали рукой, говорили, что поступить мне не удастся, так как ректор Театрально-художественного института, Арам Саркисян и Ервант Кочар враждавали. Дело в том, что они оба были талантливыми художниками, а между творческими людьми конкуренция - довольно распространенное явление. Узнав об этом мой мастер буквально взял меня за руку и мы пошли прямо к ректору. Между ними состоялся короткий разговор, Кочар сказал: «Я не прошу помощи для этого мальчика, просто не мешайте ему». Как вы догадываетесь, я поступил без проблем.
И как протекала ваша студенческая жизнь?
Можно сказать, что во время учебы скучать нам не приходилось, - в нашем здании оттачивали свое актерское мастерство будущие звезды театра и кино. Не редко в коридорах института я сталкивался с Арменом Джигарханяном и другими известными актерами театра и кино.
Когда поняли, что керамика - это ваше?
На протяжении четырех лет я учился скульптуре. В нашем вузе был открыт факультет керамики и я понял, что за этим видом прикладного искусства будущее так как керамика дает более широкие возможности для художника. Кроме того, посудите сами, скульптору требуют огромные площади для работы, скромной и аккуратной мастерской не обойтись, в то время как для работы с глиной всего этого не нужно. Мы жили очень скромно, я решил несколько сменить свою специализацию и выбрал керамику.
После окончания вуза куда вас распределили для дальнейшей работы?
Нет, конечно. Художник - это свободная профессия. Правда, уже в студенческие годы я участвовал в выставках в Москве, в Ленинграде. Дело в том, что факультет керамики, сам по себе был абсолютно новым явлением для Ереванского института. Мои работы отличались оригинальностью, небанальным подходом. Ну а моя главная специализация - это большие художественные керамические рельефные и скульптурные панно. Так что не работа искала меня, а я ее. В Сочи есть гостиница «Москва», здание в 14 этажей, оно было оформлено мной. Я сделал все - начиная с фасада и заканчивая сервизами для всех номеров. На станции метро «Исани» в Тбилиси, есть панно под названием «Охота царицы Тамар», оно тоже исполнено мной. В Киеве я оформлял гостиницу «Дружба». На ВДНХ в Москве не редко мои работы были в числе экспонатов от Грузинской ССР. Если честно, я уже давным давно перестал обращать внимание на дипломы и медали. Даю их внучкам играть.
Откуда вы черпали вдохновение? При таком напряженном графике работы трудно сохранить творческую искру.
Интересный вопрос. Я сам по себе человек вдохновленный. У меня миллион идей и каждый раз что-то хочется делать. Я работал так, что иногда сутками сидел в мастерской.
Для художника это нормальное состояние души...
Не могу сказать, чтобы моя семья страдала от моего невнимания, но когда приходит муза... Кроме того, не стоит забывать и о материально составляющей - гонорары я получал немалые. Мастерская у меня была просторная, около 250 квадратных метров. Мне ее дали от Министерства высшего и среднего специального образования, чтобы я проводил производственную практику со студентами. При Политехническом институте был такой факультет Технологии керамики, где я преподавал весь технологический процесс. Кроме этого читал лекции студентам Архитектурного факультета. Но вы не думайте, что я чужд педагогической деятельности сегодня, даже по прошествии стольких лет я все помню и с радостью делюсь с ребятами своими навыками и знаниями. Сейчас, у некоторых армянских организаций (Конгресс армян Грузии) появилось желание внедрить изучение керамики в регионах Грузии. Я провожу тренинги для учителей, которые потом будут преподавать гончарное мастерство детям.
Как вы пришли к другим видам прикладного искусства, к чеканке, например?
Можно сказать, как это ни странно, что в этом мне помогли студенты. В Политехническом институте я преподавал 27 лет. Студенты часто интересовались можно ли исполнить ту или иную идею в другом материале, в другой технике. Я и сам был не прочь, как и всякий художник попробовать что-то новое. Так и получалось, что я делал кому-нибудь сувенир, и изучал уже на практике новые технологии, которыми я владел в теории. Так появились у меня работы, выполненные и чеканкой, гравировкой, перегородчатой эмалью. Например, к 150-летию нашего Армянского государственного театра имени Петроса Адамяна, мы с его директором Арменом Баяндуряном придумали необычные памятные сувениры для гостей праздничного вечера, я их исполнил в стекле и металле.
У вас недавно была персональная выставка. Кто был организатором, если не секрет?
Министерство культуры Грузии совместно с Союзом художников Армении и Союзом художников Грузии, при содействии Патриархии. Выставка проходила в Хаяртуне, при церкви Эчмиадзин.
Чем вы занимались когда развалился СССР? Ведь от государства перестали поступать заказы и вообще настала полная разруха, голод, а потом еще и война.
Да, во время Союза у меня были огромные гонорары, деньги не куда было девать, все вкладывалось в сберкассу. А потом в один день все прогорело и мы с семьей остались ни с чем. Но меня спасала мысль, что талант нельзя потерять. И вскоре я начал работать на оформлении офисов, рекламы, фасадов и т.п. Теперь я имею учеников, занимаюсь репетиторством, принимаю прямо на дому.
Что вы можете сказать о молодом поколении? Есть талантливые ребята?
Безусловно, мне очень приятно видеть, что подрастает новое поколение тбилисских художников!