В журнале ELLE, в декабрьском выпуске за 2010 год, выходила статья тележурналиста Бориса Корчевникова "Звёздная пыль". Помню, после первого прочтения статья эта произвела на меня достаточно сильное впечатление. Вчера я о ней вдруг вспомнила и решила поделиться ссылкой…
Борис Корчевников, 1982-го года рождения - автор серии передач "История российского шоу-бизнеса", которую показывали некоторое время назад (уже не помню, когда именно) на телеканале СТС.
Для меня остаётся открытым вопрос о том, насколько правильные оценки российскому шоу-бизнесу может давать человек, родившийся в 1982 году - я привыкла всё-таки больше доверять тем, кто видел эту самую "историю" своими глазами или творил её сам… А Корчевникову даже в 2000 году было только восемнадцать. Но, с другой стороны, аналитические способности и вдумчивый сбор информации ещё никто не отменял, да и вообще - это, скорее всего, просто мои предрассудки. На самом деле, с большей частью того, что изложено в статье, лично мне трудно не согласиться.
"Справедливо было на исходе века появление понятия "проект" - так стали называть новых "звёзд". Здесь уже не зазорно отдавало маркетинговыми расчётами продюсерской руки. В новом веке "звезду" переименуют в "продукт", и так вконец обозначится статус "небожителя" и его место - прилавок, в общем".
"Эта индустрия выросла на идее тиража, и чего удивляться, что она теперь и сама выходит в тираж? Плотность появления проектов спровоцировала ускорение их сменяемости. Появившийся на эстраде штат фриков стал знАком: градус взмыл настолько, что выше уже - только в цирковые уроды"…
"…Крушение мирового шоу-бизнеса, финансовое и религиозное, неверие этим намалёванным богам, может, правда, как оборвавшийся гул, даст услышать то, что называлось культурой? То есть выращенные в сердцах разных наций представления о мире, жизни, о том, что такое человек. И мы сумеем даже расслышать, как прежде, голоса тех, кто оказался в этой среде не из тяги к небожительству, а по призванию. Кажется, так пафосно звучит, неприкольно, правда? Но иначе не хочется выразиться".
Полный текст -
http://www.elle.ru/Otnosheniya/cariera/zvezdnaya-pyl Конечно, это только одна сторона медали. Я сама часто спорю на похожие темы со своими коллегами и по музыкальному, и по журналистскому "цехам", и не всегда меня правильно понимают, когда я начинаю защищать мэйнстрим и "качественный продукт". А я всего лишь хочу сказать, что это понятие тоже имеет право на существование, и это ещё далеко не самое худшее, что может быть (может быть и безыдейно, и некачественно - вот это действительно катастрофа). В самом деле, не всегда нужно ваять нетленный концептуальный шедевр… Есть искусство, классика - называйте как хотите - что-то, что заставляет думать и чувствовать, размышлять и сопереживать, а есть музыка-сопровождение - для танцев, например. В недрах всеми проклинаемой мэйнстримовой поп-индустрии (даже отечественной, как ни странно) иногда рождаются действительно достойные произведения. Да, не шедевры - но и унижать их тоже не нужно.
Другой вопрос - возможно, те, кто занимается "созданием продуктов" просто должны быть скромнее? Может, достойнее называть себя просто профессиональными музыкантами, и не рваться в "звёзды", превращаясь в клоунов по пути на "небосвод", а просто хорошо делать своё дело?..
Что же касается непосредственно шоу-бизнеса… В этом словосочетании вообще нет ни намёка ни на культуру, ни на искусство, ни хотя бы просто на музыку. Здесь есть "шоу" и есть "бизнес". Шоу-бизнес - это то, чем приходится сейчас волей-неволей заниматься всем, кто хочет, чтобы их услышали и увидели. Но нельзя забывать, что это только средство. Цель - если только ты действительно Артист, а не "продукт" - заставить сопереживать тому, что ты сочиняешь и/или исполняешь…