Неуместный? - Недовольный человек

May 16, 2021 21:29

https://www.youtube.com/watch?v=3EAijYsc0OE&t=2s

Фильм давненько уж посмотрен по наущению сына Федора, а рецензия только что написана по наущению православного киносайта, адреса коего не упомню.

Почему же этот человек неуместный? Название фильма "Den brysomme mannen". Яндекс перевел его как "беспокойный человек", а Гугл - как "надоедливый человек". Я бы назвала его недовольным. Правда, такое название могло бы оттолкнуть зрителя, все же "неуместный" интригует сильнее.

Неуместным героя фильма также можно было бы назвать, если принять его за фигуру в некотором смысле героическую, пробросив все религиозные аллюзии и смирившись с тем, что артхаус обязательно будет местами непонятен - да, герой странным образом попадает в странное, неизвестное ему место и не сидит сиднем, а начинает выяснять, где он и что с ним происходит и что за гнусные порядки вокруг царят. Для всех, кто не пытается этого делать, он и впрямь неуместен.

Переводчики фильма так и решили: для них Андреас - протестующий против лицемерия современного потребительского общества герой. А все непонятные фантастические моменты легко списать на загадочный артхаус. Хотя на самом деле непонятных моментов там нет.

Завязка - стоит интеллигентный человек Андреас на пустой платформе метро, а неподалеку парочка деловито целуется с причмокиванием, очень вульгарно, прямо-таки по-скотски облизывается. И никого, кроме Андреаса и этой пошлой парочки, на всей платформе нет.
Утонченный и нервный Андреас не может этого вытерпеть и, подождав, когда поезд приблизится, рушится поезду под колеса. Нужно очень сильно истрепать свое сознание и нервную систему, чтобы от присутствия с тобой в одном мире и на одной станции неприятных тебе людей кидаться под поезд. Ну, или так же по-скотски завидовать этой наглой парочке, которая может себе позволить то, чего не может позволить интеллигентный бухгалтер.

Так или иначе, а на этом прелюдия заканчивается и начинается собственно действие пьесы.
Если не знать, что самоубийство в христианстве - смертный грех, понять что-либо будет трудно и останется только кивать на пресловутый артхаус. Однако режиссер знает и проводит тему очень чисто. Эта тема - повторение земной жизни в жизни загробной.

Душа Андреаса в новом теле попадает в странную пустынную местность. Он в грязной одежде (аллюзия на евангельскую притчу о царском пире и брачных одеждах) с заросшим бородой лицом (сорок дней прошло, не меньше) прибывает на перевалочный пункт. Пыльная и грязная пустыня, задрипанная бензоколонка с временным транспарантом "Добро пожаловать", который нацепил и тут же снял услужливый Харон, никакого добра не сулит. Но Андреас, по всей видимости, атеист, и поэтому он продолжает ничего не понимать. Или память его уже стерта, осталось только ядро личности как совокупность реакций.

Андреаса, как положено на том свете после сорока дней, везут к месту его вечного упокоения. Тут нет котлов с грешниками, чертей с рогами и огненного озера. Есть обычный чистенький европейского толка город, есть офис и привычная работа бухгалтером. Есть квартира и подъемные на первое время. Есть доброжелательные сослуживцы и красивые девушки, развлечения, тусовки, рестораны, секс и телевизор. И Андреас снова гладко выбрит и элегантен. И отрубленный палец снова отрос... Он вернулся к тому, от чего пытался убежать, в новом бессмертном уже качестве тела, но со старым багажом привычек и претензий. И снова он ввязывается в любовную историю, снова обернувшуюся крахом его надежд, и снова та же платформа метро и снова та же самая наглая парочка на его глазах истекает животной страстью. И снова самоубийство под колесами и регенерация искалеченного вечного тела.

Но параллельно этой обычной обрыдшей ему уже на земле жизни Андреас наблюдает (и за ним тоже наблюдают бдительные адские секьюрити) и подмечает отличия - нет запахов, пища безвкусна. Андреас находит единомышленника, а единомышленник находит щель в стене, ведущую то ли в рай, то в земную жизнь. Они вдвоем раскапывают эту дорогу к счастью, но в последний миг все рушится - их застукали и сейчас арестуют. Андреас успевает завинтиться в лаз, просунуть руку в эту простую счастливую жизнь и схватить кусок праздничного пирога со стола в идиллической кухне, где раскачиваются от легкого ветра занавески, вечернее или утреннее солнце заливает комнату и слышны детские голоса за стеклянной дверью. Но Андреас ничего этого не видит, он шел на запах пирога и только пирог ему и достается. И пока секьюрити тащат его обратно за ноги, он давится пирогом и облизывает пальцы, не в силах от процесса поедания оторваться. Что самое страшное в фильме - в этот момент мы точно видим, что он ничем не отличается от той самой парочки на перроне. Его запросы и реакции - запросы и реакции обиженного животного. И если дальше ему изменят меру наказания на более строгую, высадив практически голышом на мороз, - ну, это, очевидно, в правилах ада и в правилах фильма, чтобы мы наконец поняли, что же в нем происходит.

И чтобы мы поняли еще раз - правила жизни и смерти таковы, что мы в другую жизнь можем забрать очень мало - только наши запросы и реакции. И от них начнется дальнейший отсчет бесконечных дней, который изменить уже нельзя, потому что в загробном бытии мы сами измениться уже не сможем.
Previous post Next post
Up