В январе этого года мы совершили небольшую прогулку по северной дамбе Морского канала. Прогулка заняла около трёх часов, можно было бы и дольше, если бы мороз был сильнее и руководитель прогулки не был торопыгой ))) Всё дело в том, что часть пути пролегает по льду Финского залива, а в тот день лёд грозно трещал под ногами и всячески давал понять, что доверять ему не стоит.
Вообще погода была довольно тёплая, но в соответствии с питерскими стандартами совершенно не фотографическая. Затянувшая небо плотная облачность едва-едва пропускала свет на грешную землю. Фактически он конечно был, но слабый и до такой степени рассеянный, что никто и ничто не отбрасывало даже маленькой тени. Я называю такой свет "радость вампира". Так что не обессудьте, фотограф сделала всё, что могла ))) "Всё, что знал - рассказал!"(с)
Добраться до дамбы довольно просто: мы ехали от Балтийского вокзала на маршрутке №67 до конечной остановки. Ехать недалеко, минут 15-20. Когда выходишь из маршрутки, канал уже виден. Далее надо идти пешком вдоль канала (он должен находиться слева) сначала до конца Путиловской набережной, потом через Канонерский парк к началу Северной дамбы. По пути можно любоваться видами морского порта на той стороне канала, снующими туда-сюда буксирами и медитирующими над лунками рыбаками.
Морской канал предназначен для прохода судов в морской порт Санкт-Петербурга. От устья Невы, начинаясь от Галерного фарватера, он проходит между Гутуевским и Канонерским островами, за Канонерским островом поворачивает направо и прямой стрелой тянется почти до самого Кронштадта.
Построен был Морской канал в 1877-1885 годах в связи с тем, что имеющийся на тот момент фарватер был весьма извилист, неглубок и потому сложен для прохождения судов, а для судов с глубокой осадкой и вовсе непроходим, что создавало проблемы с доставкой грузов в город. Новый же фарватер имел глубину 6,8 метров, ширину от 64 до 106 метров, длину 28,3 километров, что позволяло проходить по нему судам с большой осадкой. Для защиты от заиливания на протяжении 4,5 км от города с двух сторон канал был ограждён дамбами - Северной и Южной, для создания которых в дно было вбито около десяти тысяч свай, пространство между которыми было заполнено щебнем и землёй.
На сегодняшний день дамбы сильно разрушены и представляют собой гряды каменисто-земляных островов, поросших деревьями и кустами. Зимой с острова на остров можно пройти по льду, что мы и делали. Летом же острова разделены водой. Глубина местами не большая, но знатоки говорят, что камни под водой острые и скользкие, поэтому пешком пройти проблематично.
Не смотря на разрушенное состояние, а может быть благодаря этому, жизнь на дамбе кипит: рыбаки снуют туда-сюда кто пешком, кто на лыжах, кто на снегоходах. На одном из островов мы нашли хижину, сделанную из подручных материалов в виде рекламных баннеров. Внутри были нары, стол, печка, и довольно чисто и опрятно. А за хижиной в кустах под старой каменной стеной пряталось то самое заведение, где принято думать о смысле жизни и читать книжки )))
Морской канал является действующим, по нему возможен проход судов с осадкой до 11 метров, шириной 42 метра и длиной до 320 метров. Пока мы гуляли по дамбе, насмотрелись на корабли вдоволь. И на маленькие, и на большие. В какой-то момент огромные разноцветные красавцы пошли один за другим вереницей, и длилось это более часа. По некоторым сведениями, в связи с определенными техническими возможностями канала, если длина проходящего судна превышает 155 метров, на канале организовывается одностороннее движение, наверное это мы и наблюдали. Если бы не торопыга-руководитель группы, я бы посмотрела на корабли подольше. Вот он медленно скользит среди льдов, светя зелёным фонариком, а человек, стоящий у борта, смотрит на тебя, а ты смотришь на него, и есть в этом что-то завораживающее...
Очень интересно: проходя, суда затягивают за собой воду, уровень воды понижается и лёд начинает проседать и трещать. Надо сказать, когда находишься на льду, ощущения весьма своеобразные ))). По началу сильно напрягало, но потом я немножко привыкла и уже не пугалась.
Туда мы шли по верху дамбы, а обратно пошли по льду, так как если идти по дамбе, то местами приходится скакать вверх-вниз по скользким, покрытым снегом и льдом камням, попутно уворачиваясь от веток кустов и небольших деревьев. По льду идти немного легче, хотя приходилось прикладывать некоторые усилия, так как ноги проваливались в снег. На первом острове была хорошая большая поляна, даже со скамеечкой, где мы устроили привал и перекус с видом на Финский залив и Западный скоростной диаметр.