День рождения мамы или несколько слов о послеродовом пеленании

Mar 24, 2015 14:34

Беседа моя с Ольгой Люцко о пеленании. "Опубликовано в журнале Предсказания судьбы №3/2015”.

Когда рождается малыш известно всем - дата и время обычно аккуратно фиксируются в документах. Мы окружаем крошку заботой, понимая, что для него весь этот мир новый, но порой забываем, что жизнь в корне изменился и еще для одного человека - его мамы. Принято верить, что МАМА рождается в женщине в момент появления ее ребенка на свет, однако это, увы, далеко не так. Можно ли помочь адаптироваться к новой роли? Можно. Один из способов, доставшийся нам от предков -  это послеродовое пеленание женщины. Сегодня о пеленании и других важных аспектах послеродовой культуры мы беседуем с Натальей Логвиненко, основателем школы творчества отношений «Милорада» и мамой четверех замечательных малышей, чье мастерство пеленальщицы уже сумели оценить многие белорусские женщины.

Наталья Логвиненко - основатель и ведущий методист школы творчества отношений «Милорада», инструктор по танцевально-двигательной терапии, психолог, остеопат а также преподаватель выездных семинаров по подготовке к беременности и родам. Окончила  Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка по специальности практическая психология, минский государственный медицинский колледж по специальности фельдшер-акушер. Практикует  послеродовое пеленание с 2009 года, проводит обучение этому искусству.
Посвящение в материнство
ПС: Наталья, что представляет собой послеродовое пеленание?
НЛ: Пеленание - это такая особенная послеродовая процедура, призванная помочь женщине осознать свой новый статус - статус матери. Причем процедура комплексная, затрагивающая и физический (восстановление тела, снятие отеков, нормализация функций организма) и психологический аспекты.
ПС: С телесной составляющей все более или менее понятно - в каком-то смысле пеленание (вернее некоторые его этапы) близко спа-процедурам - расслабление в теплой ванне, скрабирование, массаж… Разве не в этом его суть?
НЛ: Не совсем, вернее, совсем не в этом. Практически в каждой культуре есть такое понятие как обряд инициации, сопутствующий переходу человека в новый социальный статус. Их значимость и необходимость доказана временем, ведь основные ритуалы, связанные с рождением, вступлением в брак, смертью сохранились и используются даже сейчас. Таким ритуалом для вступления женщины в статус матери сегодня можно назвать пеленание. Однако, увы, этот важный момент часто упускают. И получается, что до беременности у женщины было свое место в жизни, свои цели, своя социальная роль, но новость о созревающей внутри нее жизни это все как бы “размывает”, “зачеркивает” и запускает процесс трансформации. Рождение ребенка станет кульминацией этих перемен, но не финальной точкой, а ведь ее так необходимо поставить. Роды -  пик потери старой формы, статуса, наработанных способов строить отношения. При этом важно понимать, что период, обретения новой формы как раз начинается. Пеленание призвано повернуть женщину на эту дорогу, дорогу, где она найдет новую себя, а не останется в состоянии «старое не подходит, нового нет».
ПС: Может быть поэтому сейчас у всех на слуху такое понятие как “послеродовая депрессия”?
НЛ: Отчасти. Ведь посмотрите, все обряды инициации завершает какое-то торжественное действо. Однако после родов в нашем обществе центр внимания  смещается на малыша, а мама, которая приложила огромное количество усилий для его появления на свет, остается как бы “за кадром”. Она потеряла свою прежнюю свободу, образ жизни, даже прежнее тело, а фактически получила взамен лишь новые хлопоты. Естественно, это стресс, к которому сложно адаптироваться даже за девять месяцев ожидания. Пеленание с его заботой о мамочке, участливой беседой, может стать, и как правило становится, тем самым необходимым “завершающим аккордом”, по сути посвящением в материнство.
Пеленая тело - обнимаем душу
ПС: Т.е. искусство пеленальщицы - это во многом искусство психолога?
НЛ: По моему мнению, да.  Чтобы мамочка могла двигаться дальше важно «закрыть» роды, ведь это одно из самых сильных эмоциональных переживаний. Издревле считается, что женщина «стоит на воротах» между миром нашим и потусторонним, и в родах она  «раскрывается», чтобы впустить новую жизнь. То есть женщина как бы чувствует телом, что есть проход туда и есть обратно. Если психологически тему родов не «закрыть», то женщина словно «зависает» в открытом в потусторонний мир состоянии неопределенности. Она не готова двигаться дальше, не готова создавать свое будущее, потому что постоянно кажется, что в одночасье можно все потерять.
ПС: Наверное, поэтому часто воспоминания женщин о родах, которые были много лет назад, свежи и подробны, словно они стали мамами на прошлой неделе?
НЛ: Да, хотя, к счастью, рано или поздно многие женщины справляются с этим самостоятельно. Тем не менее «незакрытые» роды таят в себе  подводные камни. В первую очередь - это тревога. Не осмотрительность или осторожность, а такая вечная тревога за малыша, живущая в сердце мамы, когда объективных причин для нее нет. Женщина подсознательно чувствует, что путь в тот, другой мир, открыт, и ребенок может туда уйти так же как и пришел. Такую маму легко узнать: она безропотно принимает на себя вину за все, что происходит с ее малюткой, ее гиперзабота и самопожертвование всегда сильно ограничивают малыша. Наше общество можеть считать такую маму «идеальной», однако если ситуация не разрешится, то по мере взросления ребенка их отношения будут сопровождаться конфликтами между его желанием свободы и маминым стремлением отгородить его от всего мира.
ПС: Получается, что в ритуале пеленания основная работа идет именно в процессе общения?
НЛ: С моей точки зрения это так. Для меня важно «прочувствовать» женщину, проговорить, что ее пугает, дать понять, что дорога назад закрыта, и что это не плохо, а очень даже хорошо. Молодой маме нужно увидеть перспективу, ощутить этот великолепный шанс выстроить себя заново. Мне всегда очень приятно видеть, как в процессе пеленания меняется женщина, иногда словно наполняется жизнью.
ПС: Если главная цель пеленания - это «душевное врачевание», то нет необходимости для пеленальщиц в каких-то особых техниках, долгих годах учебы?
НЛ: И да и нет. Если говорить о физической составляющей, то тут без набора специальных знаний не обойтись, ведь пеленание предполагает достаточно глубокую работу с телом. Однако помочь мамочке психологически может и просто чуткая и мудрая женщина, которая сама имела подобный опыт и готова позаботиться о ней. Здесь важно понимать, что какого-то единого сценария нет и нужно двигаться от потребности женщины, от того, что именно доставляет ей дискомфорт. Кому-то необходимо выговориться, а кому-то побыть в тишине наедине со своими мыслями. Кто-то хочет праздника с фейерверком и подарками, а для кого-то уборка дома станет тем самым «золотым ключиком», который надежно запрет дверь в прошлое. Если тема родов «закроется», то тело найдет способ себя восстановить. Прийдет и необходимая информация, и ресурсы, и люди.
От Мексики и до Полесья
ПС: Говоря о пеленании мы часто ссылаемся на опыт предков. Это действительно древняя славянская техника?
НЛ: Если по поводу древности сомневаться не приходится, то о «национальной» принадлежности сейчас говорить сложно. Да, есть сведения, что в традициях наших предков было «править» роженицу в бане, «сповивать» ее, и делали это особенные женщины - повитухи. Однако, как ни странно, в наше время о таком способе восстановления после родов в СМИ заговорили в только 2003 году на всемирной конференции по естественным родам в Париже, где Наоли Винавер, акушерка из Мексики, рассказала о практикуемом в их культуре обряде послеродового пеленания женщины. На этой же конференции присутствовала Алена Лебедева, акушерка из Москвы, которая, взяв за основу мексиканскую технику, принялась «оттачивать» мастерство уже у себя на родине, дополнила ее многими своими «находками» и сложила в стройную систему, организовала обучение пеленальщиц.
ПС: С чего начался Ваш путь в пеленание?
НЛ: С выступления все той же Алены Лебедевой в семейном центре Юлии Гусаковской-Старовойтовой. Полученная информация впечатлила тогда всех и определенно было понятно, что и нашим женщинам пеленание очень-очень нужно. На тот момент у меня уже было трое детишек, опыт преподавания йоги и курсов для подготовки к родам. Подобралась команда единомышленников, объединились практика ухода в послеродовом периоде, знания остеопатии и телесно-ориентированных техник, и свет увидела уже наша техника пеленания. Дальше - оттачивали на практике, делились опытом, обсуждали результаты. Оказалось, что пеленание делали, в том числе, и у нас на Полесье. Можно сказать, постепенно сформировалась  белорусская практика, где, например, мы отказались от болезненной миофасцеальной техники без потери и даже с улучшением телесного эффекта. Сейчас в Беларуси работают много команд, и каждая в своем стиле, что, на мой взгляд, делает технику только богаче.
ПС: Каков стиль Вашей команды?
НЛ: Основные приемы работы с телом, естественно, общие  - разогревание, массаж, перетягивание. Наша команда, например, делает еще и полный сеанс остеопатии маме и малышу. Остеопатия - это очень мощный инструмент, однако он один решает мало. Все-таки основная работа идет на более тонком уровне, и сделать ее более успешной нам помогают красивые ритуалы. Например, после окончания пеленания, приглашается отец и делается «выход Афродиты», когда отдохнувшая, окрыленная и обновленная мамочка выходит к любимому мужчине. Также хорошо настроиться на пеленание и органично его завершить помогает очень красивый ритуал, позаимствованный у предков, который в нашей команде называется «испекли мы пирожок». Роды часто сравниваются с выпеканием пирога, вот и наши мамочки, если хотят, к приходу пеленальщиц могут испечь пирог «про своего ребенка». В этом случае после пеленания женщина угощает пеленальщиц, а те кушают ее творение и нахваливают, мол какой красивый да славный у мамы «пирожок» получился.

Пять «П» пеленания:
П1 - Принятие женщины такой какая она есть, с ее страхами, проблемами, жалобами, воспоминаниями о родах.
П2 - Прогревание: изнутри горячим чаем со специями, снаружи - теплой ванной с  травами, душевно - участливой беседой, подбором аромата, который создаст желаемую атмосферу и поможет расслабиться.
П3 - Правка тела с использованием остерпатических приемов, техник миофасциального расслабления и висцерального массажа, лимфодренажа с горячим маслом.
П4 - Перетягивание, т.е. непосредственно пеленание женщины, которое делается по восьми турам:  голова, плечи, ребра, подвздошные кости, середина бедренной кости, середина икры, пястные кости стопы, район тазобедренных суставов.

П5 - Прикладывание. Читая статью, Вы конечно же задумались, а что делает во время процедуры малыш, ведь длится пеленание несколько часов? Обычно крохой в этот день занимается кто-то из близких, однако приложить ребенка к груди и дать возможность пообщаться с мамой можно в любой момент, не прерывая самого действа.

… Как все правильно после этого стало
Yulia Starikevich :5 месяцев прошло, как меня пеленали, но я до сих пор помню то, чувство, когда Наталья и Мария "вдохнули" в меня новые силы. Что было до пеленания: раздрай с кишечником, тянущее чувство в тазу, дискомфорт в пояснице, все это исчезло безвозвратно после пеленания. Было здорово окунуться в детство,почувствовать заботу как о маленькой девочке- когда тебя обмывают, скрабят, обтирают, "намасливают". К процедуре пеленания приятным бонусом оказались интересные беседы на тему отношений, воспитания и ухода за малышкой.
Ольга: Было "ДО", и есть "ПОСЛЕ". Если бы меня попросили кратко описать ощущения от пеленания, то я бы выразила это именно так. "ДО" - раздрай, потерянность, грусть об утраченной свободе, усталость и острое желание поплакать и побыть наедине с собой, мысли о том, что ты "неправильная", плохая мама. "ПОСЛЕ" - ощущение себя цельной и красивой, "правильной" просто исходя из факта своего существования, радость, что понятие "мы" увеличилось еще на одного человека, и благодарность своему телу, которое было домом для этого человечка.

ksysh_ka: Ммм, вспомнила, как вы меня пеленали 3,5 года назад, и как все правильно после этого стало. Мммм...

Собираясь в отведки к молодой маме (азы послеродового этикета от Натальи Логвиненко):
1. Честно признайтесь, хотите Вы сделать это для мамы и ее малыша или для себя. Если для себя, то спросите, готова ли мама сейчас уделить Вам внимание, угощать и развлекать беседой. Скорее всего нет, тогда визит лучше отложить.
2. В течение первых дней после родов женщина очень внушаема, поэтому особенно важно в это время избегать какой-либо критики в адрес мамы, ее действий или ее малыша.
3. До окончания 40-дневного периода после родов все, кто приходит в дом к маме, оказывают ей и посильную помощь. Вымыть посуду, прибраться, приготовить еду, постирать - хороша любая работа, о которой попросит мамочка.
И наконец, рекоммендация для самих мамочек, последняя по счету, но далеко не последняя по важности: учитесь прислушиваться к своим желаниям и не стесняйтесь просить, если вам что-то необходимо, ведь статус матери предполагает, кроме всего прочего, умение принимать служение и помощь других людей.

Термин “остеопатия”  (от греч. ὀστέον - кость + πάθος - болезнь, заболевание) был введен в конце 19 века Эндрю Тейлором Стиллом, американским врачем-хирургом, который был уверен, что граммотно корректируя анатомические сдвиги и восстановив кровоток, можно вернуть организму способность нормально функционировать и самоисцеляться. Сегодня остеопатия представляет собой систему альтернативной медицины и представлена различными школами и направлениями.

И старая моя статья

работа, пеленание, беременность, роды

Previous post Next post
Up