В прошлом году дочка приняла участие в школьном проекте "TALAVI",целью которого было подружить еврейских подростков трех городов - Тель-Авива, Лос-Анджелеса и Вильнюса. У нас в гостях оказались по очереди две девочки - сначала из Лос-Анджелеса, а потом из Вильнюса. Дочка так подружилась с девочкой из Вильнюса, что та пригласила нас к ней в гости. Так этим летом мы оказались в Вильнюсе.
По-моему впервые за все загранпоездки мне не хотелось так сильно возвращаться домой. Дочка тоже выпрашивала отложить отъезд, но к счастью или к несчастью хозяева на днях уезжали в отпуск.
Теплый прием наших вильнюсских друзей, вкусные обеды с национальным холодным супом на кефире вприкуску с отварным картофелем, прохладное литовское лето, мягкая вода запомнятся надолго.
Я даже поинтересовалась ценами на жилье. Но пришла к выводу, что литовский язык уже не осилить, а без него и работу не найти.
Более всего в столице Литвы меня поразило отсутствие решеток на окнах первых этажей, которые находятся так низко, что можно легко с улицы дотянуться до щеколды форточки. Подоконники в израильских домах - редкость. Поэтому с завистью разглядывала широченные подоконники литовских окон, на них - изобилие диковинных безделушек и цветов в кашпо.
И еще на улицах практически нет бездомных кошек.
В первый день поездки - воскресенье - мы отправились в торговый центр. Дочка с подругой решили покататься на катке. Цены на каток поражают дешевизной. За деньги на израильский каток в Вильнюсе можно было бы кататься целую неделю.
Около стен торгового центра в тот день разместился блошинный рынок, которые я страсть как люблю.
Разумеется, у каждого местного рынка свой особый набор старья. Он не сравним со старьем блошинного рынка Яффо. Тут превалируют деревянные и соломенные шкатулки, украшенные соломкой, такие когда-то продавались и в галантерейных магазинах города Горького, монеты балтийских стран, европейская посуда с мадоннами, ангелами и борзыми, кожанные сумки 50-70 годов и т.д.
Одежды тех годов практически нет. Свою первую покупку сделала именно здесь - за одно евро купила синюю бутылку нестандартной формы для своей коллекции.
Одежда в стиле винтаж продается в комиссионных магазинах. Я уж думала, что их нет в природе. Один из них находился около дома, в котором живут наши друзья. Зашла туда, приняв его за магазин текстиля. Даже не рассматривая ассортимент, догадалась, что это за магазин по специфическому запаху.
Все время поездки я натыкалась на что-то из советского прошлого - и комиссионные магазины, и песочное печенье, как с родной Сормовской фабрики, мороженое-пломбир в стаканчике, селедка-иваси в круглых железных банках, и русский язык, и бабульки точь в точь, как в Горьком, только говорят на ином языке.
Что еще напомнило о советском прошлом, так это канализационные люки. Старожилы рассказали, что когда-то литовские власти хотели поменять все люки, на которых есть символика СССР, но оказалочь что это слишком дорого, и оставили как есть.
Аэропорт Вильнюса в те дни был закрыт на ремонт. Летели мы до Каунаса. Потом на рейсовом автобусе до литовской столицы. К сожалению, в Каунас мы потом уже не вернулись. Оставим этот город до следующей поездки.
За неделю мы исходили километры улиц Вильнюса и Тракая, каждый раз обедая в разных ресторанах. Приличный обед на двоих можно купить даже за 10 евро.
Когда мне было лет восемнадцать я первый раз побывала в Литве, в Клайпеде, у дальних родственников.
Я мало что помню о том путешествии. Однажды мы гуляли около рыбного завода и наблюдали забавную картину - через забор завода летели кульки, завернутые в газету. Люди с другой стороны завода подбирали те кульки и торопились прочь с того места. Родственница объяснила, что в кульках - рыба. Так работники перли рыбу с завода.
На узорчатом фото того путешествия остался адрес фотоателье. Это было ооочень давно и в другой уже несуществующей стране.