Неожиданное известие!
На железнодорожной станции в качестве кассира будет работать женщина! Подобное сообщение поразило читателей одной из столичных газет в 1863 году. Сегодня эта информация вызывает улыбку. Железнодорожный кассир, пожалуй, самая женская вакансия РЖД, но полтора века назад на железной дороге работали исключительно мужчины. Первой сотрудницей железной дороги стала Ольга Кнушевицкая дочь начальника станции. «Журнал путей сообщений» за 1913 г. полвека спустя рассказывал об этом событии
«10 апреля 1863 года восемнадцатилетняя дочь начальника станции Вязники Московско-Нижегородской линии главного общества Ольга Степановна Кнушевицкая была утверждена в должности билетного кассира с окладом 300 рублей в год. Ольга Степановна, достигнув возраста, когда молодые девушки мечтают о радостях юности, стала думать о том, как обеспечить отцу старость. С сердечным трепетом, помолившись, она подала свою просьбу директору дороги. Целый месяц Ольга Степановна ждала ответа, почти не надеясь на удачу. Но вот наступил радостный день, и молодая девушка водворилась в кассе и начала свою скромную нелёгкую работу, отрешившись от утех юной жизни».
В Вязниках Ольгу долго помнили и, как основательницу и актрису местного Любительского театра, организатора благотворительных театральных вечеров. Собранные средства Ольга перечисляла на приобретение книг для общественной библиотеки. Также известно, что семья начальника станции передала своим землякам-погорельцам безвозмездную помощь 189 рублей - большие для того времени деньги.
В мае 1903 года московская пресса сообщила сенсационную новость: на изыскательские работы по строительству электрической железной дороги Ялта-Симферополь отправляется первая в России женщина-инженер путей сообщения Р. Каневская. Перед назначением на должность рядового инженера Каневской пришлось доказывать профессиональную пригодность руководству Министерства путей сообщения. Изыскательская экспедиция проводилась в сложных условиях горной местности Крыма. Полевые работы требовали незаурядной выносливости. Правда, Каневской повезло с руководителем экспедиции - им был известный инженер-путеец и замечательный писатель Н. Г. Гарин-Михайловский. Николай Георгиевич старался оградить девушку-инженера от бесцеремонного внимания, нападок и колкостей.
Высшее техническое образование госпожа Каневская, естественно, получила за границей, в престижном и старейшем в мире инженерном учебном заведении - Парижской национальной школе мостов и дорог. В Российской империи о приёме женщины в институт инженеров путей сообщения в то время не могло быть и речи.
Кстати, первое высшее техническое заведение для женщин - «Высшие женские политехнические курсы» открылось ровно 115 лет назад - 28 января 1906 года в Санкт-Петербурге. До этого девушкам были доступны только гуманитарные и естественные науки. «Не женитесь на курсистках - они толсты как сосиски!»- пелось в куплете. Женское образование вызывало у обывателя насмешки, часто воспринималось как сумасбродство, причуда. Но становилось очевидно, женщины вносят возрастающий вклад в различные отрасли.
«Высшие курсы» включали общетехнический (электромеханика и химия), инженерно-строительный и архитектурный факультеты. Девицы изучали высшую математику, начертательную геометрию, теоретическую механику, геодезию, физику, химию, прикладную механику, сопротивление материалов, статику сооружений и другие дисциплины. Упоминание этих предметов способно вызвать нервную дрожь и панику у нынешних студентов. Но, как оказалось, трудности не испугали и не охладили интерес к учебе у курсисток начала прошлого века. Обучение было конкурсным и платным. От 100 рублей в год плюс расходы на пользование чертёжными принадлежностями. Срок обучения- 5-7 лет. В 1911 году курсы уравняли в правах с университетами. Интересный факт- первым ректором заведения стал мужчина - профессор Технологического института, знаменитый конструктор паровозов Н. Л. Щукин.
Выпускницы курсов участвовали в конструировании локомотивов, проектировании и строительстве железнодорожных мостов, электростанций, телеграфов, заводов.
фото
deni_gyd