Говорят, фильм какой-то вышел про 90-е, с него и начались воспоминания...

Apr 24, 2024 18:00

У Татьяны Красновой ОБСУЖДАЮТ девяностые и Перестройку.

Татьяна Краснова:
- Подумать о том, чем заплатила моя страна за мою возможность гулять по берегу норвежских фьордов, наблюдать рассвет над венецианской лагуной, слетать на выходные в Израиль и тд.
Мне хочется понять, есть ли такие весы, где на одной чашке лежит моя возможность читать Ницше и Набокова, а на другой - мамина соседка, преподаватель, которую я застала однажды поздним вечером на помойке в поисках бутылок... Днем ей стыдно было. голодно и стыдно.
И где найти весы, на которых с одной стороны лежит Сумгаит, а на другой - я не знаю, что положить на другую.
Слава Богу, что мне никто не даст таких весов.

Славянск, Краматорск, Жданов (Азовсталь), Уралмаш - это то, чем жил мой отец. Он коммунист был. Но отнюдь не дурак, все видел, все понимал, просто честно верил, что путь все же верный. Он был довольно большой чиновник, и он НЕ КРАЛ.
Хотите знать, что осталось от чиновника уровня замминистра, который НЕ КРАЛ?
Я вам расскажу.
Трешка жилой площади 37 метров.
Участок 6 соток под Чеховым.
Жигули - шестерка.
А когда внучка родилась - в долги влезли и купили кооперативную квартиру в Крылатском.
Это все.
Умер отец от скоротечного рака в 1995 году. Не пережил развала того, чему посвятил свою жизнь.

Я не испытываю ни малейшей ностальгии по СССР. Нормальная ностальгия по юности и грусть об ушедших близких с Советским Союзом в моей голове не связаны никак вообще. Это все равно, что связывать здоровое мое колено с дорогим товарищем Брежневым лично. Параллельные это были явления. А вот то, что пора моих надежд, веры в будущее и пора счастья от прежде запрещенных книг, выставок авангарда и поездок в гости в Англию накрепко связана с этапом огромного горя, крови и нищеты моего народа - для меня это повод задуматься. Очень серьезный повод. Хотя бы потому, что сегодня мы все расхлебываем последствия. И хлебать нам еще долго.

Кетеван Гегелия:
- Именно. Какой ценой... да не свобода - а видимость свободы, фикция, быстро растаявший мираж...

Светлана Ан:
- У меня в 90-ые был двухлетний ребёнок и муж, работавший в НИИ, а в 93, лежачий после аварии муж, долги и пятилетний несадовский ребёнок.
Мне есть что рассказать про суп из куриных лапок с обстриженными когтями, очереди, в которых чуть задавили моего ребёнка.
Про рэкет, беспредел. Мне было не 9 лет, я все видела и знала сама и ненавижу 90-ые всем сердцем- до эстетики - все. Тошнит.
Но СССР я ненавижу кратно больше.
Потому что среди беспредела 90 ых была свобода. И возможности и надежда на светлое будущее среди отчаяния.
Это был Солженицин, Шаламов, Бутусов, уезжающие за границу( это реально ?) друзья.
Книги, журналы,газеты, открытые глаза- мы в этом жили????
Это было начало .
Это было страшное время, но прекрасное тем не менее
И прошло оно бурей, быстро.
Нашей семье досталось изрядно. Но это-таки была свобода. И странно это отрицать .
А что трудно жили почти все и дети тоже это знали- ну да.

Татьяна Краснова:
- Аня, и все-таки я проговорю еще раз самое важное из того, что хотела сказать - и вам, и Светлана Ан. Нищета - не самое страшное. Вы теперь, Анечка, знаете, что маме вашей было много хуже, чем вам - даже впроголодь и в одной кофте, потому что голодать самому и не иметь еды для ребенка - это очень разные вещи. И все же - голод - не страшно. Страшно вот это: "Издательство было распродано, поделено и распилено". В случае моего отца встал Уралмаш. В войну этого не было! И это был страшный кризис смыслов, понимаете меня?
Пропали годы работы в лабораториях, в библиотеках - это полбеды, у ИТР (помните такую аббревиатуру?) были те самые Солженицын и Шаламов. А у тех 89%, что сейчас голосуют - НЕ БЫЛО у них Шаламова. И мы с вами - в широком смысле, в этом виноваты. Мы (в широком смысле) сказали им: да плевать, что ваши дети лопают комбикорм, главное - что Я читаю Солженицина! У меня, У МЕНЯ есть перспектива увидеть Италию и наконец посмотреть, каков он, Стратфорд на Эйвоне. Ничего, поголодаете!
Понимаете, ведь именно так вышло! Мы (в широком) этого не хотели, но получилось именно так.И поэтому сейчас мы сидим там, где сидим.
И кстати - именно поэтому "санкции" действуют на нас именно так, как действуют. То есть, никак. Мы, кучка отщепенцев, страдаем потому, что нам больше нельзя смотаться в отпуск в Италию и послушать вживую концерты великих певцов. А 89% говорят нам в ответ, что они встали с колен, а мы ПЕРЕБЬЕМСЯ. Понимаете, о чем я? Я о нашей (в широком смысле) вине.

==================

Россияне обсуждают.
Для меня-то Перестройка однозначно хороша - я смогла уехать, так что и я сама, и мои дети и внуки от всего этого далеко.

размышлизмы

Previous post Next post
Up