Я очень люблю этот театр, видела его разные спектакли, все они хороши, но "Калигула", я уверена, займёт в истории театра особое место. Если вы любите театр, вам просто необходимо увидеть этот спектакль!
Пьесу "Калигула" Альбер Камю начал писать в 1938 году и закончил в 1944.
В 1957 году (это год присуждения Камю Нобелевской премии), в авторском комментарии к американскому изданию всех своих пьес, писатель так определял тему "Калигулы":
- Калигула, будучи поначалу вовсе не злым правителем, после смерти Друзиллы, своей сестры и любовницы, понимает, что "люди умирают, и они несчастливы". Исходя из этого, обременённый абсолютной властью, отравленный ужасом и презрением, он пробует в полной мере насладиться абсолютной свободой, безнаказанно (как ему кажется) убивая и извращая все и всяческие ценности. В конце концов он пресыщается и такой свободой… Справедливо бунтуя против судьбы, он однако недооценивает людей… Впрочем, требуя от них логичных поступков, он логично вынуждает их убить и его самого. Это история сверхмощного самоубийства… Попытка в одиночку спастись от судьбы и достичь свободы за счёт других неизбежно приводит к смерти.
Калигулу играет Марина Белявцева и это её звёздная роль!
У меня до сих пор перед глазами её лицо. Калигула унижает людей, издевается, убивает и в эти моменты на его лице какое-то извращённое торжество, злобное ликование, но... Но одновременно страдание. Страдание, потерянность ни на минуту не покидают это лицо.
Декорации, костюмы, всё оформление органично соответствует духу спектакля. Эти белые фигуры в маски - римские патриции. Мы не видим их лиц, а зачем они? Ведь спектакль исследует психологическую мотивировку главного героя - душегуба, самодура, тирана и его ближайшего окружения. Какие чувства ими владеют, чем обусловлены их поступки... А эти патриции полностью во власти одного единственного чувства - страха.
Калигула убил сына одного из них, на глазах у всех увёл к себе в комнату жену другого, а потом вернул её ему. И они молчат. Нет, не только молчат, Калигула велит им смеяться и они... смеются.
Но вот что замечательно: даже под маской мы видим прекрасную игру актёров!
Весь актёрский ансамбль безупречен!
Поэт Сципион (Андрей Домнин) со своей трагической дружбой с Калигулой, хотя император казнил отца Сципиона и он его ненавидит, да, но отказывается принять участие в заговоре с целью убийства Калигулы. Они дружат ещё с тех пор, когда Калигула был поэтически настроенным юношей.
Вот его диалог с Хереей, возглавившим заговор.
Херея. Я хочу, чтобы ты был с нами.
Сципион. Я понимаю тебя; но - клянусь - я не способен на это.
Херея. Значит, ты с ним?
Сципион. Нет. Но я не могу быть против него. (После паузы, глухо.) Даже
если бы я убил его, мое сердце осталось бы с ним.
Херея. Но ведь он казнил твоего отца.
Сципион. Да, и с этого все началось. И этим же все окончилось.
Херея. Он отрицает то, что ты признаешь. Он глумится над тем, что ты
боготворишь.
Сципион. Это так, Херея.. Но у меня с ним есть нечто общее. Один огонь
сжигает нам сердце.
А это Цезония и Геликон.
Цезония (Анна Кордонская) любит Калигулу, хотя и всё о нём понимает, но она отказывается от самой себя во имя любви.
Геликон (Роман Джура) говорит Херее:
- Да, я служу безумцу. Но ты, кому служишь ты? Добродетели? Я скажу тебе, что я об этом думаю. Я рожден рабом. Я плясал под кнутом, прежде чем принял облик человека порядочного и честного. Гай не вел со мной бесед. Он просто освободил меня и взял во дворец. И тогда у меня появилась возможность как следует разглядеть вас, добродетельных. И я увидел, как вы невзрачны и какой пресный дух распространяете вы, вы, которые никогда не страдали и не рисковали ничем. Я видел знать, богато одетую, но с нищим сердцем, с жадным лицом и цепкими руками.
Калигула (Марина Белявцева) и Херея (Олег Родовильский).
А может быть, по замыслу режиссёра Херея - руководитель заговора - ещё и сам Альбер Камю? Несколько моментов в ходе спектакля побуждают меня такое предположить и эта сцена их разговора тоже. В конце концов, режиссер ставит именно экзистенциальную пьесу, спектакль вообще полон аллегорий и философии абсурда.
Заключительный монолог Калигулы:
- Ни в том ни в этом мире нет того, что мне нужно.
Но я знаю, и ты это знаешь, мне хватило бы невозможного! Невозможное! я искал его у границ мирозданья, у крайних пределов своей души. Я протягивал руки! Но я ничего не достиг. Я шел не тем путем. Это не та свобода!
Единственное избавление от всего - смерть. Не ее ли искал Калигула, когда говорил, что ищет Луну? Луна, Друзилла, Судьба, Смерть - девочка в белом платье, а вовсе не страшная старуха с косой (бессловесная роль Ясмин Родовильской) - все время рядом, она готовит встречу с избранником.
Ждет того момента, когда Император, взнуздывая себя криком : "В историю, Калигула", сам бросится к караулящим его трибунам.
В его руках зеркало - в пьесе перед смертью Калигула разбивает зеркало, чтобы не видеть своего в нем отражения.
Я очень старалась передать вам свои впечатления от этого спектакля, я бы даже сказала - потрясение.
Ещё раз скажу своим друзьям израильтянам: тем, кто любит театр, непременно нужно его посмотреть.