Эдгар Дега в музее Тиссена-Борнемисы

Jun 02, 2022 19:47

Продолжаю рассказывать о картинах этого мадридского музея, ссылки на другие посты о нём прикреплены внизу поста.



Эдгар Дега - Танцовщица в зеленом. Оригинальное название: Danseuses basculant (Danseuses vertes).

Наш взгляд падает на сцену, как если бы мы рассматривали ее через бинокль из одной из боковых лож, которые обеспечивают великолепный вид на сцену и позволяют заглянуть за кулисы. Использование высокой боковой точки обзора позволило художнику изобразить фигуры танцовщиц в самых неожиданных позах. Только одна из балерин на переднем плане показана в полный рост, с поднятой рукой и левой ногой в быстром и сложном пируэте. Остальные изображены частично, давая возможность зрителю самостоятельно догадаться об их стойках. На заднем плане расположилось несколько танцовщиц в оранжевом, ждущих своей очереди или только что закончивших выступление. В размытых декорациях угадывается скалистый пейзаж с деревьями, не имеющий особого значения в общей композиции. Сокращение фигур, которое Дега использовал во всех своих балетных сценах, произошло под влиянием японских гравюр и фотографии, с действием не только в центре картины. Дега хотел показать, что реальность всегда преходяща, изменчива и не совершенна, а следовательно должна быть представлена фрагментарно. Кроме того, смелые ракурсы и быстрые жесты девушек передают ощущение стремительного движения, что повышает мимолетность передачи сцены. Подобный эффект достигается легкими мазками пастели - виртуозной техники, мастерски освоенной Дега.




Эдгар Дега - У модистки. Оригинальное название: Chez la modiste.

Дега, всегда считавший себя художником-реалистом, в своих произведениях стремился показать окружающую его реальность, черпая вдохновение из жизни парижан. Неудивительно, что у него возник интерес к зарождающемуся миру магазинов во французской столице. Его визиты в модные бутики вместе с мадам Женевьевой Штраус или американской художницей Мэри Кассат побудили Дега написать группу картин, исследующих мир высокой моды Парижа и новых универмагов, блестяще увековеченный Эмилем Золя в книге "Дамское счастье". Данная картина является первой из серии пастельных работ, посвященных парижским ателье и показанных публично на небольшой выставке в Лондоне в 1882 году. Художник использует диагональную композицию, привлекая внимание к столу, на котором лежат роскошные шляпы, украшенные красной, синей и белой отделкой. Особая тщательность, с которой нарисованы эти аксессуары, напоминает его манеру изображения юбок танцовщиц и их головных уборов. Однако, интерес Дега к человеческим формам всегда довлел над неодушевленными предметами, и хотя шляпам предоставлено значительное место на картине, женщины полностью захватывают внимание художника. Сцена показывает двух дам, одна из которых примеряет шляпу, в то время как другая смотрит на нее, стоя спиной к зрителю. Подобный фотографический прием не редок для Дега, и часто встречается в других работах. Зритель наблюдает швейное ателье не снаружи, а находясь внутри комнаты, за прилавком, в том месте, где модистки встречают своих гостей. Стеклянная витрина с золоченной рамой на заднем плане является единственным элементом, придающим глубину картине и освещающим внутреннее пространство магазина.

испания, мадрид

Previous post Next post
Up