Сразу хочу предупредить: Екатерина Шульман в этом ролике говорит не только о том, что заявлено в теме моего поста и даже не столько об этом, тема её лекции "Соучастие, уклонение, ответственность: гражданские стратегии в условиях гибридности и постправды"
Я взяла лишь небольшой отрывок, начинается он с 26-ой минуты и заканчивается на 40-ой, можете послушать, если интересно. Кстати, там есть возможность включить титры, мне, например, больше нравится читать.
АПДЕЙТ
Екатерина Шульман говорит, что эта тенденция прослеживается в мире вообще, а не только в развитых странах, хотя в них она особенно заметна.
После первого комментария я хотела исправить заголовок, но потом решила ограничиться этим к нему добавлением.
Click to view
Прежде чем писать этот пост, я погуглила и убедилась, да, за последние 20 лет снижение количества насильственных преступлений действительно стало мировой тенденцией. Причины этого явления ещё изучаются, версий много, ни одна из них пока не стала общепринятой:
Why violent crime is plummeting in the rich world Екатерина Шульман говорит о нескольких версиях, которые она называет экзотическими.
1.
Появление средств слежения, которое создаёт у человека ощущение того, что за ним постоянно наблюдают.
Есть масса психологических экспериментов, которые показывают, что это действительно работает.
Например, если на офисной кухне висит картинка, изображающая человеческое лицо, а под ней объявление: "Берите чайные пакетики, но оставляйте монетку, сколько посчитаете нужным", то оставляют больше, если же на картинке, скажем, цветочек или картинки вовсе нет, то оставляют меньше, если вообще оставляют.
Более того, даже если вместо человеческого лица вывешивали значок в виде треугольника с двумя точками, что весьма смутно напоминает человеческий нос и глаза, то и в этом случае, люди демонстрировали бОльшую социальную ответственность.
2.
Появление компьютера, социальных сетей, компьютерных игр.
Молодёжь не шатается по улицам, а сидит дома и играет на компьютере. Вопреки распространённому мнению, что жестокие компьютерные игры провоцируют преступность: поиграл в стрелялку - пошёл на улицу и кого-нибудь застрелил, так вот это, что называется, с точностью до наоборот: компьютерные игры снижают все насильственные преступления вообще, точно так же как доступность сетевой порнографии снижает половые преступления.
3.
Запрет на бензин с содержанием свинца, который влияет на лобные доли человеческого мозга и повышает агрессию.
Екатерина Шульман назвала ещё несколько версий, но я остановлюсь на этих трёх, они показались мне наиболее интересными.