О романе "Лето, прощай".

Jul 05, 2017 00:20


О вечном противостоянии и взаимном обучении детей и взрослых.
Познание начинается с удивления, любопытства и любознательности. (Аристотель или Платон)

Ребёнку (который находится в более-менее «здоровых условиях») многое интересно. Он ещё только начинает познавать мир и при наиболее благоприятном развитии и воспитании (и самовоспитании) будет стремиться познавать его всю жизнь. В тринадцатилетнем Дугласе и его ровесниках - друзьях просыпается дух бунтарства и непреодолимое любопытство.





В романе «Лето, прощай» показан путь от детства к «взрослости». Юный герой Дуглас рассуждает о быстротечности времени, смысле жизни, но подходит он к этим вопросам с позиции ребёнка. Например, мальчик уверен, что именно башенные часы виноваты в том, что время летит так быстро. Именно часы, по мнению Дуга, отравляют и губят жизнь, «вытряхивают человека из тёплой постели, загоняют в школу, а потом в могилу». Сначала «сэр Дуг» и его команда винила во всём «стариков», хотя своего дедушку Дуг уважал и ценил. «....куранты всё перемелют....и время неслышно развеется тончайшей пыльцой....споры такой пыльцы проникнут в твою плоть, отчего кожа пойдёт морщинками...» Осознание быстротечности времени мне знакомо очень хорошо еще с раннего детства. Роман «Лето, прощай» отражает и вечное противостояние поколений. Возможно, дети - зачастую индикаторы того, что происходит вокруг. Они быстрее реагируют на меняющиеся условия, они - лакмусовая бумажка, зеркало мира взрослых.



Слова Блика, друга пожилого Квотермейна, я перечитывала несколько раз: « Жизнь нельзя брать за горло - она послушна только легкому касанию...не переусердствуй: где-то нужно дать ей волю, а где-то пойти на поводу...» Действительно, в постоянной спешке часто человек теряет ощущение, вкус самой жизни. Блик прав, рассуждая о том, что жизнь даёт человеку всё, а затем «всё отнимает: молодость, любовь, счастье, друзей. Под занавес это канет во тьму. Пользуйся, пока можешь, а потом без слёз отпусти. Это диковинная эстафетная палочка...».

В результате войны мальчишек и Эбензера Квотермейна старик начинает понимать юного Дугласа и даже «смотреть его глазами», он преображается, а Дуг даже заводит откровенную беседу с бывшим злостным врагом, в ходе которой оба задают друг другу один вопрос: «Что это за штука - жизнь?»



Считается, что взрослые обычно лучше отслеживают причинно-следственные связи, а дети обладают врожденной способностью удивляться и сначала не особо умеют скрывать своё истинное отношение к тому или иному явлению, объекту. Наверное, и тем и другим есть чему поучиться друг у друга (при более-менее благоприятном развитии).

В послесловии Рэй Дуглас Брэдбери утверждает, что материал для романа копился и он является продолжением романа «Вино из одуванчиков». Основное место действия романа выбрано совсем не случайно. По словам автора, именно у его дома в штате Иллинойс «к востоку был овраг». Впечатления от романа остались положительными, он и весёлый и трогательный, философский одновременно. Благодаря диалогам и монологам героев, их поступкам мы видим, как они развиваются, пересматривают в определённых моментах отношение к жизни. Для кого больше предназначен этот роман: взрослых или детей? Интересный вопрос. Как вы на него ответите -  ваше право.
Previous post Next post
Up