Полузабытая усадьба князей Вяземских
Пущино-на-Наре - одна из малоизученных усадеб Подмосковья, она упоминаемая всего лишь в нескольких изданиях.1 Однако сведения о ней в этих публикациях неполные, приводятся без ссылок на архивные и библиографические источники. Многие уважаемые издания, путеводители и справочники по подмосковным усадьбам вообще не упоминают этот памятник.2 Из книг можно узнать лишь, что усадьба принадлежала князьям Вяземским и была построена в кон. XVIII в. Авторство усадебного комплекса неизвестно, как и время его сооружения.
Заинтересовавшись малоизученной усадьбой и ведя архивные поиски, я нашла документ не публиковавшийся ранее: План города Серпухова с окрестностями 1852г. РГВИА., фонд 386, оп., №1, дело 3665, л. 1.3 На плане видна планировочная структура Пущина со всеми постройками и парком.
Долина реки Нары представляет собой холмистую местность, покрытую лесами. На высоком берегу в двух километрах от Серпухова в центре сельца Пущино расположена усадьба Пущино-на-Наре.
Впервые об этой местности упоминают переписные книги по Серпуховскому уезду 1645-1647 гг., где Пущино числится за Онфиногеном Фёдоровичем Шишкиным.4
В 1657 году усадьба принадлежит князьям Вяземским5 и было объявлено неделимым имением. В 1766г. владельцем усадьбы становится действительный тайный советник Сергей Иванович Вяземский (ум. 1813). Его супругой была Анна Фёдоровна, урожденная Каменская (1743-1797), сестра фельдмаршала Михаила Фёдоровича Каменского6. В том же году составили межевой план владения. Главный дом был деревянным и располагался южнее нынешнего.7 Недалеко от усадьбы при Сергее Ивановиче построена суконная фабрика.
В последней четверти XVIII века начинают возведение сохранившегося усадебного комплекса.
Основная композиционная ось усадьбы Пущино ориентирована с юга на север, перпендикулярно реке Наре и старой Тульской дороге.
Подъездные аллеи к усадьбе идут с запада и востока перпендикулярно главной композиционной оси. Сохранилась въездная мощёная дорога поворачивающая к усадебному дому при въезде на парадный двор.
Прямоугольный трёхэтажный кирпичный дом, выполненный в классическом стиле, поставлен на белокаменном цоколе. Главный фасад - южный, в девять осей. Центральная часть, в семь осей, выделена восьмиколонным портиком с увеличенным средним интерколумнием.8 Коринфским колоннам соответствуют пилястры на стенах. Основание портика рустовано. Парадный вход - на первом этаже, по центру. Окна первого этажа заглублены в ниши, второго - украшены сандриками в виде треугольных фронтончиков. Между окнами второго и третьего этажей расположен кирпичный декор в виде "досок". В центре фасада между вторым и третьим этажами расположена лепная композиция с маскароном между двумя грифонами. Выше прорезано термальное окно. Фриз, украшенный гирляндами из фруктов, выделен маской Сатира. За венчающим треугольным фронтоном - ступенчатый аттик. Северный парковый фасад декорирован аналогично, но имеет четырёхколонный портик.
Торцовые фасады (восточный и западный) - в шесть осей. Окна первого этажа здесь также заглублены в ниши, второго - оформлены рамочными наличниками с замковыми камнями. По центру фасадов, между проёмами второго и третьего этажей, помещен лепной декор аналогичный южному и северному фасадам.
В материалах Е.П.Щукиной, посетившей усадьбу в середине ХХ века, утверждается, что усадебный дом имел «приподнятый бельведер, увенчанный куполом»9. Однако ни архивные и печатные материалы, ни натурные исследования не подтверждают эти сведения.
О планировочной структуре дома можно сказать лишь предположительно, основываясь на натурных исследованиях.
На первом этаже было десять помещений, перекрытых кирпичными полусомкнутыми сводами. Исследуя памятник, можно увидеть следы четырёх печей. Западная стена вестибюля прорезана тремя арочными проёмами, через которые можно пройти в гардеробную, ведущую к парадной лестнице (выводы сделаны на основании натурных исследований). В двух нижних этажах была устроена круговая анфилада. С северной стороны от парадной лестницы - двусветная зала10, в юго-восточном углу которой стояла печь с белыми изразцами. За ней расположена гостиная, где размещались две угловые печи: в юго-западном и юго-восточном углах. Ещё в конце 1980-х годов на южной стене можно было заметить следы росписей с изображениями гирляндам.11 Следующее помещение парадной анфилады также имело угловую печью. Из этой комнаты можно пройти к служебной лестнице. Руинированное состояние дома не позволяет сказать что-либо об остальных помещениях.
На первый взгляд усадьбу Пущино можно отнести к памятнику зрелого классицизма, однако, при более внимательном исследовании выясняется, что архитектура усадьбы характерна для периода раннего классицизма. Массивные портики с пилястрами, сандрики, лепной декор, термальные окна появились при перестройке в 1820-е годы. Тогда же были перестроены и флигели.
По мнению Е.П.Щукиной «общая схема усадебно-парковой композиции Пущина относится к более раннему периоду, чем создание центрального архитектурного ансамбля.»12 Главная ось липового парка, разбитого на параллельные прямоугольники, куда выходит северный фасад дома, перпендикулярна реке Наре. Парк состоит из трёх террас. Нижняя из них представляет собой прямоугольник, разделённый широкой аллеей на два квадрата размером 45х45м. Средняя терраса также имеет форму прямоугольника 100х200м, вытянутого вдоль главной оси, она возвышается над нижней на 4м. По периметру планировочных прямоугольников деревья сохранили следы стрижки. Верхняя терраса парка выше средней на 5 м, представляет собой партер перед домом с посадками лиственниц по сторонам.
Парадный двор замыкали четыре кирпичных двухэтажных флигеля, выстроенные в формах классицизма, с портиками римско-дорического ордера. В центре парадного двора на главной композиционной оси стоял монумент, вокруг которого были посажены туи. Хозяйственные постройки и скотный двор расположены по обе стороны центрального ансамбля, вдоль подъездных аллей.
«Регулярное основное ядро усадьбы вместе с террасным липовым садом охвачено с востока, севера и запада живописным зелёным массивом, представлявшим раньше натуральный сад. Наиболее художественно законченной являлась северная береговая часть этого сада, оформлявшая скат к воде. Всё основное ядро усадьбы было окружено небольшим рвом и валом.»13 Площадь усадебного комплекса, вместе с хозяйственными дворами и парком, составляла около 20 га. Девять из них были заняты парком.
Из архивных материалов известно, что князья Вяземские владели усадьбой примерно до 1839 года.14 Последним владельцем Пущина из этого рода был старший сын Сергея Ивановича - Михаил Сергеевич генерал-майор.15
«Разорение Вяземских вызвало продажу усадьбы, а также и всей обстановки, где было много ценных вещей на 19 в., среди них курильница государственного фарфорового завода, подарок АлександраI.»16
В 1840-е - 50-е года Пущино принадлежало статскому советнику Петру Ивановичу Донаурову (1801-1863), перестраивавшему северо-восточное помещение третьего этажа под домовую церковь по просьбе своей больной жены Наталии Алексеевны, урождённой Хитрово (1804-1863).17
В 1852 году владелицей усадьбы становится поручица Наталья Ивановна Новосильцева,18 которая 10 ноября 1879г. продала её с прилегающими землями «Товариществу Мануфактур Третьяковых» за 63 тыс. рублей.19
Из архивных источников известно, что в то время был скотный каменный двор на 16 стойл, рига, каретный сарай, оранжерея, сенной сарай, дом, три флигеля, прачечная.20 В 1888 году усадьба Пущино была продана за 40 тыс. рублей купцу и почётному гражданину г.Серпухова Петру Ивановичу Рябову, владельцу села Подмоклово.21Село известно своим выдающимся ротондальным храмом со скульптурами, построенного в формах барокко.
Исследуя памятник, можно прийти к выводу, что П.И. Рябов проводил ремонтные и строительные работы. К этому времени можно отнести замену кирпичных сводов портиков на железобетонные. Северный портик перекрыли сводами Монье и выдвинули еще на три метра, арки первого этажа застеклили. Портики с мозаичными полами огородили бетонной балюстрадой с муфтированными балясинами.22 В главном доме тогда были сооружены две новые лестницы с первого до третьего этажа на месте старых. Парадная (в юго-западной части дома) трёхмаршевая с тёсаными каменными ступенями на металлических косоурах и служебная - в юго-восточной его части. Также была устроена винтовая лестница, ведущая с первого этажа на северный портик. Печи были облицованы белыми изразцами, появилось калориферное отопление. Перед южным и северным фасадами сделаны фонтаны.
После 1917 года усадьба национализирована. В ней организовали коммуну с молочной фермой. В 1924г. здесь открылся детский дом имени М.И.Калинина, а через несколько лет - совхоз «Большевик». Часть помещений главного дома занял сельский клуб.
Со второй половины XX века усадебный дом никем не используется, состояние его аварийное.
В 1975 году усадьба Пущино-на-Наре взята под государственную охрану как памятник архитектуры местного значения.
Сейчас первый этаж дома засыпан, утрачены своды, перекрытия и кровля. Но, несмотря на значительные разрушения, руины усадьбы напоминают о ее былом величии.
Флоренцева Н.А. Полузабытая усадьба князей Вяземских. // Архив наследия - 2011. М., 2012 г. С. 76-93.
Южный фасад. Фото сер. 20 века. Из фондов Серпуховского историко-художественного музея.
РГВИА - ф386оп1д3665 (карта 1852г.)
Реконструкция усадьбы на 1780-е гг.
РГВИА - ф386оп1д3665 (карта 1852г.) выкопировка
Северный фонтан.
Северный фасад. Фото I пол. 20 века.
Мозаика южного портика
Мозаика на полу южного портика
Вид на парк и фонтан
Термальное окно. Видна растёска двух первоначальных окон.
Сандрик
Маска Сатира на фризе.
Фото 80-х гг. 20 века. Фрагмент печи с росписями кон. 18 века.
Флигель
Генплан усадьбы
Южный фасад. Фрагмент мозаики. Обмер 2010 года.
Северный фасад. Обмер.
Обмеры планов
План 1-го этажа. Эскизный проект.
Южный фасад. План2 этажа. Эскизный проект.
План 3-го этажа. Эскизный проект.
Лепной декор. Реконструкция.
Бетонная балясина. Реконструкция.
1. Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы М., 2006г., Злочевский Г.Д. Старинные усадьбы и дачи Подмосковья Тула, 2009г., Щукина Е. П. Подмосковные усадебные сады и парки кон. XVIII в. М., 2007г., Дунаев М.М. К югу от Москвы М., 1986г.
2. Памятники архитектуры Московской области под ред. Подъяпольской Е.Н. М., 1975г., Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб М., 1955г., Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Юго-Западное направление М., 2002г.
3. РГВИА Ф. 386, оп. 1, д. 3665, л. 1.
4.РГАДА, Ф. 1209, оп. 1, кн. 440, лл. 87об. - 88 Книги переписные серпуховские, боровские, ярославецкие, оболенские 1645-1647 гг.
5.Там же, кн. 851, лл. 9-9 об.
6.Гудзь-Марков А.В. История Серпуховского и Оболенского уездов. М., 2003. С. 161.
7.ЦИАМ. М.ф. 32,оп. 20, д. 622, лл. 229-229 об.
8.Исследуя памятник, можно прийти к выводу, что первоначально дом не имел портиков. Портики появляются на втором этапе строительства в 1820-е гг., как лепной декор и термальные окна.
9Щукина Е.П. Подмосковные усадебные сады и парки кон. XVIII. М., 2007. С.109.
10. В первой половине XIXв. зала была перекрыта.
11.Из материалов треста «Мособлстройреставрация» в фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В.Щусева.
12.Щукина Е.П. - указ. соч., С. 109.
13.Там же.
14. ЦИАМ. М.ф.203,оп.256, д.30
15. Гудзь-Марков А.В. - указ. Соч., С. 161.
16. Заметки. Ярославские усадьбы // Среди коллекционеров, 1924. № 9.
17. ЦИАМ. М.ф. 203, оп. 256, д.30 (Об устроении домовой церкви в сельце Пущине по прошению статской советницы Донауровой, урожденной Хитрово).
18. Там же М.ф. 50, оп. 11, д. 363.
19. Там же М.ф. 184, оп. 9, д. 736, лл. 368, 377.
20. Там же., оп. 10, д. 2517, лл. 338-341 об.
21. Там же, оп. 9, д. 736, лл. 669.
22. По сохранившемуся фрагменту балясины автор данной статьи предлагает реконструкцию.