Какова цель уроков литературы в школе?

Jan 14, 2016 12:00

Во вчерашней дискуссии появился комментарий, который, показался мне настолько интересным, что захотелось поговорить об этом отдельно.

Пишет maorong_tuzi:
"Вообще, дискуссия по поводу наполнения уроков литературы не может начаться прежде чем будет дан четкий ответ на вопрос: "Какова цель уроков литературы в школе?". Четко обозначенная цель и будет определять ( Read more... )

размышлизмы

Leave a comment

Comments 66

krylo_ff January 14 2016, 10:21:17 UTC
Осталось понять, на каких произведениях это делать. Дети-то разные. Кому-то батальные описания той же "Войны и Мира" интересны, кто-то рыдает над лирикой Ахматовой, а кому-то и сказки Пушкина уже высший предел.

Reply

natali_ya January 14 2016, 10:36:52 UTC
Но ведь то же самое можно о любом школьном предмете сказать, например, о математике: кому-то кривые второго порядка интересны, кто-то решением неравенств с удовольствием занимается, а кому-то и таблица умножения уже высший предел.

Моё мнение: тех, для кого по литературе сказки Пушкина высший предел, а по математике - таблица умножения, нужно в специальной школе по особым программам учить.
Всех остальных учитель обязан научить понимать всё, что положено по программе.
А то что одному нравятся батальные сцены "Войны и Мира", а другому лирика Ахматовой, это надо только поощрять, это называется индивидуальное восприятие и это хорошо.

Но если в школе не давать ни "Войну и мир", ни Ахматову, то как ученики узнают о том, что им по вкусу?

Reply

krylo_ff January 14 2016, 10:51:30 UTC
Ох, сейчас схлестнемся...)))
Учитель не обязан никого ничему научить. Научить чему-то вообще невозможно, если человек не хочет учиться. Его задача - помочь научиться.
В спецшколы сгонять всех, кто не осилил таблицу умножения? Так и Энштейна из школы выгнали с диагнозом "ни на что не способен".
Если прививать любовь к чтению - так давайте создадим пул книг, которые читать интересно, но при этом на них можно воспитывать. Даже на том же Толкиене можно разобрать и человеческие взаимоотношения, и историю, и культуру (при этом я не фанат Профессора).
Предложите, что читать подросткам?
И это, я учитель, но не литературы.

Reply

natali_ya January 14 2016, 11:00:22 UTC
"Его задача - помочь научиться".
Хорошо, пусть будет так.

Пример с Эйнштейном - это исключение, а спецшколы в России и классы, а также школы, для детей с проблемами в развитии, например, у нас в Израиле, разительно отличаются. У нас такие спецшколы не наказание, а попытка помочь детям учиться в их темпе. Там и классы маленькие, и учителя проходят специальные курсы.
И если вы, учитель, считаете, что это хорошо, когда в одном классе сидит ученик, который читает по складам, а в математике освоил только сложение и вычитание, а рядом с ним сидит ученик, решающий квадратные уравнения и декламирующий стихи Ахматовой, то я с вами не стану спорить.
Я считаю, что это плохо и для того, и для другого ученика.

Reply


yaninamylliz January 14 2016, 10:26:19 UTC
Согласна. Но у нас на уроках всегда были разборки - что поэт хотел сказать той или этой фразой, и даже словом, меня это убивало. Поскольку я сама пишу, мне всегда хотелось завопить что поэт просто писал, все от сердца идет, как если бы ты сидел на берегу, слушал шепот моря и переводил. :)

Reply

natali_ya January 14 2016, 10:39:34 UTC
Я вообще не люблю эту фразу: "что поэт хотел сказать той или этой фразой?" Что хотел, то и сказал он же не косноязычный.
Я бы спросила так: "Как ты понимаешь ту или иную фразу поэта?" Что ты чувствуешь, читая это стихотворение?

Reply

yaninamylliz January 14 2016, 10:41:07 UTC
нет, у нас было именно "что хотел сказать". Я мучилась, хотя именно от меня, похоже, ждали расшифровок. :)

Reply

natali_ya January 14 2016, 10:42:51 UTC
Я знаю, видела такие уроки литературы. Вот они-то как раз и отвращали от литературы вместо того, чтобы привлекать.

Reply


bruxelloise_ru January 14 2016, 10:55:46 UTC
Вы знаете, а в бельгийской школе вообще нет такого предмета, как литература. Не знаю точно, но думаю, что во многих других странах Европы тоже нет. Любовь (или скорее способность) к чтению им прививают на современной литературе, подходящей по возрасту, на вкус преподавателя.

Reply

maorong_tuzi January 14 2016, 11:00:20 UTC
Как-то спрашивал Шефа, а как со школьной литературой в Дании, он сказал, что много читают современных книг о подростках и их проблемах. Говорит, что временами литература довольно жесткая: наркотики, преступность и все прочее.

Reply

bruxelloise_ru January 14 2016, 11:08:41 UTC
Да, да , учителя выбирают, как правило, отнюдь не из литературных качеств. Помнится среди первых книг в начальной школе были книги из серии типа подросткового Джеймс Бонда ( чушь естественно), и детектив с убийством в школе , с покушением на убийство, где преступником оказался учитель, а жертвой был ученик ( класс да?)

Reply

natali_ya January 14 2016, 11:01:17 UTC
Как интересно! Не знала. Спасибо!

Reply


ptiz_siniz January 14 2016, 11:19:21 UTC
"Сформировать у школьников любовь к чтению и хороший литературный вкус. Умение ценить не только захватывающий сюжет, но красоту языка, и глубину содержания."

- Полностью согласна! Причем замечаю, что ребенок/подросток может читать с увлечением много - но какую муру... То есть получается, что школьник читает, но качество читаемого очень низкое. И если хотя бы на уроках литературы не показать, какой бывает литература, он может так и остаться в рамках увлекательных сюжетцев, изложенных элементарным, бедным языком...

Reply

natali_ya January 14 2016, 11:21:53 UTC
+1

Reply


maorong_tuzi January 14 2016, 12:04:24 UTC
Вот по тому, с помощью каких книг решать эти задачи, возникла такая мысль: все классические произведения созданы во время, когда чтение было единственным способом получения информации. Сейчас чтение - это один из каналов, конкурирующий с другими. Поэтому задача привить любовь к чтению усложняется, и какая роль в ней будет отводиться классике - вопрос.

Reply

natali_ya January 14 2016, 12:44:16 UTC
К слову сказать, я не отношусь к чтению художественной литературы, как к способу получения информации.

Но в целом, да, "сейчас чтение - это один из каналов, конкурирующий с другими".

Reply

maorong_tuzi January 14 2016, 13:18:01 UTC
Простите, профессиональная деформация :) Информация здесь имелась в виду в общем смысле, а не как набор сведений.

Reply

natali_ya January 14 2016, 13:42:01 UTC
Принимается)

Reply


Leave a comment

Up