Шарясь очередной раз в интернете, наткнулась на авторские экскурсии. В том числе и в Таврический.
Недешево, но очень хотелось, потому как простым смертным вход туда был всегда проблематичным
Пройти во дворец, кстати, и сейчас непросто - металлоискатели на входе как в аэропортах, сумки проходят рентген, предъявление паспортов, брутальные, но улыбчивые дяденьки))
Итак.
Как известно, светлейший князь Григорий Потемкин служил на юге России, а бывая изредка в Петербурге, приходилось ему останавливаться в Зимнем. И решил он построить собственный дом. Конногвардейским назывался. Построить-то построил, но потратился изрядно, да и содержать сей дом оказалось накладно, а потому продал его в казну аж за 400 000 рублёв).
Но после того, как Потемкин присоединил к России Крым, Екатерина Вторая подарила его обратно)
В апреле 1791 года Потемкин дал торжественный бал по случаю взятия Измаила, а уже в октябре этого же года внезапно умирает.
Какое-то время дворец пустовал, его грабили чиновники, а потом у наследников Потемкина дворец был выкуплен Екатериной уже за 2 611 144 рубля и 1,5 (!) копейки)) и в память о своем фаворите императрица распорядилась переименовать Конногвардейский дом в Таврический дворец.
Вот он - строгий красавец)
А вот картина того времени
На картине видно, что здание практически стоит на берегу Невы и его фасад длиной аж в 260 метров полностью виден. Перед дворцом была небольшая гавань, а от нее был прорыт канал, соединяющий с Невой (сейчас это Водопроводный переулок) для того, что с Невы могли подходить небольшие суда
Сегодня Нева далеко - ее и Таврический разделяют и Шпалерная улица, и музей Воды с ее водонапорной башней, и Воскресенская набережная.
Вид дворца строгий, лаконичный, можно сказать - скромен и прост.
Но это снаружи)
А внутри здания все очень красиво и неожиданно громадно!)). Особенно Екатерининский зал - монументальность и изящество в одном флаконе)
Но сначала из вестибюля (№1) мы попадаем в Купольный зал (№ 2)
Самое интересное в Купольном зале, кроме органа - это решение самого купола из которого мягко льется свет через находящиеся в верхней части окна. Очень красивое решение - сам потолок плоский, но искусный рисунок в технике гризайль не оставляет сомнений в том, что перед нами купол.
Вот вам и 18 век "немытая Россия"...
А орган, кстати, испанский, уникальный по звучанию и единственный такой в России.
Появился он здесь в 2011 году. Был специально сконструирован под интерьер Купольного зала, в котором раньше находился потемкинский орган, утраченный в прошлом веке.
Старый орган находился на северных хОрах. Он сохранился и увидеть его можно в Меньшиковском дворце
Из Купольного зала легко и незаметно - через пару шагов) - перемещаемся в величественный Екатерининский зал (№ 3). В нем могут легко поместиться пять тысяч человек.
Длина 74,5 метра, ширина - 14,9 метра.
Вдоль длинных стен колоннады с узкими проходами внутри.
В этом зале в 80-х годах 20 века снимали сцены фильма "Анна Павлова" с Галиной Беляевой в главной роли.
Люстр раньше было в несколько раз больше, свечи - это вам не электричество)
Они НЕ из бронзы, а из сплава и каждая весит по 200 кг)) Всего-то))
А бронзу, наверное, потолки не выдержали бы))
В Екатерининском зале сейчас регулярно проходят симфонические концерты и вокальные вечера, организованные «Таврической» капеллой.
В 18 веке из Екатерининского зала мы бы попали в дивный Зимний сад (№ 4) с экзотическими растениями, певчими птичками, фонтанами с лавандовой водой...
И виден этот сад был на просвет аж из вестибюля! через Купольный и Екатерининский залы. Представили?
Вот это вид из Екатерининского зала через Купольный и в вестибюль
А это из Купольного в Екатерининский, и там, за люстрой стена. А раньше был вход в Зимний сад...
И вот картина тех времен
Окна этого дивного сада выходили в парк с прудами и живописными холмиками. Между окон на стенах были нарисованы деревья, таким образом создавалось впечатление, что присутствующие попадали прямо на улицу в Таврический сад.
Вот здесь можно приблизительно увидеть, как выглядел сад, внутри ротонда с Екатериной в образе Миневры - римской богини мудрости, покровительницы наук, искусства и ремесел...
Между тем пришел черед царствования Павла Первого и он свои сложные отношения с матерью выместил и на потемкинском дворце тоже - разместил в нем Конногвардейский полк, все ценности вывез, наборные паркеты, мрамор, печи, ручки - использовал для строящегося Михайловского замка.
Холст с потолка валялся где-то в холодном сарае.
В красивейшем зимнем саду, превосходившем по величине даже зимний сад Эрмитажа в семь раз, устроил конюшню.
То же и в Екатерининском зале. К мраморным колоннам были прибиты доски, чтобы сделать стойла для лошадей.
Купольный зал был превращен в манеж.
За четыре года дворец был изрядно разрушен, полы прогнили, стены покрылись грибком, повсюду лежало сено, навоз.
Это как же надо было ненавидеть мать...
Казалось, дворец погиб, но новый молодой император Александр Первый в память о нежно любимой бабушке приказал реставрировать здание.
И если Екатерина Вторая частенько проводила время в Таврическом, то теперь дворец практически пустовал, изредка в нем останавливались почетные гости или проводились официальные приемы.
Но в 1906 году Николай Второй отдал дворец для работы первой Государственной Думы. Зимний сад был переоборудован в зал для заседания - проход заложили, отделив сад от Екатерининского зала.
Дичайшее варварство, против которого протестовала тогда современная
общественность...
Чудо, поражавшее удивительной архитектурной задумкой, было равнодушно испорчено нашими же соотечественниками.
Вот за этими лестницами находится Думский зал. А Екатерининский зал стал местом прогулок для депутатов))
Нынешний же Думский зал хотя и оборудовали сейчас по современным технологиям, но мебель осталась с далеких времен правления Николая Второго
Кстати, зал был оборудован на 554 места. Кресла были заказаны на фабрике Мельцера. После того, как рухнул потолок и начался ремонт, выяснилось, что вместо дубовых кресел, на мебельной фабрике были изготовлены обычные кресла с дубовым шпоном. За кресла переплатили в пять раз)) Откаты?))
Потолок был реконструирован, сделали стеклянный купол и потолок стал стеклянным.
На заднем плане были видны огромные окна, оставшиеся от Зимнего сада. Депутаты жаловались, что солнце слепит им глаза. Окна закрыли стеной и в центре повесили портрет Николая II
Как видим, портрета Николая II уже нет))
И я там постояла, да)) И это за мной был портрет царя))
Кроме трех представленных нам показали еще несколько залов, которые являются рабочими залами парламентариев. Там сохранена оригинальная роспись на стенах и потолках. Отделка восстановлена.
Есть еще картинная галерея. Судя по фото в интернете - красивая, но нас туда не провели(
Во дворце есть кабинеты Матвиенко и Нарышкина. Рядовым сотрудникам дворца туда заходить запрещено.
Но также в рабочее время сотрудникам запрещено гулять в парке))
В 1917 году Таврический дворец стал политическим центром жизни страны.
После 1918 года в зале заседаний проходили съезды большевиков. А после переезда правительства в Москву здесь, размещалась высшая партийная школа
Сейчас здесь располагается Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ, офис телерадиокомпании «Мир», а также Центр истории парламентаризма.
Стены Таврического видели Екатерину Великую, Потемкина, Державина, Столыпина. По велению Екатерины здесь жил Суворов, а также Карамзин, который и умер в этом дворце. И многих-многих других известных людей, сыгравших важную роль в истории Российского государства.
Как и наша страна, дворец пережил непростые периоды. Роскошь, забвение, упадок, возрождение, революцию, Великую отечественную войну, годы перестройки, смену хозяев.
Но он по-прежнему и по праву остается жемчужиной Санкт-Петербурга.
P.S. Да, вычитала, что Таврический доступен не только организованной группе, но и одиночному посетителю. Нужно лишь заранее записаться (телефон 326-69-11) и взять с собой паспорт. Сотрудники Центра истории парламентаризма проведут экскурсию даже для одного человека, хотя и постараются сгруппировать нескольких желающих.
.