А.Фельдман
В живосписи, скульптуре и литературе классическим считают время расцвета искусств в Древней Греции и Древнем Риме, а так же возврат к классике после смутных веков средневековья в эпоху Возрождения и классицизма, в котором сильны были античные традиции. Фотографию открыли в 1839 году, а приблизилась она вплотную к двери в мир искусств спустя 30-40 лет. В классический период других изобразительных искусств фотография не попала. Но и произведения первой из искусств, музыки, времен Древней Греции и Древнего Рима были утеряны. И, тем не менее, понятие классической музыки воспринимается как вполне обоснованное и связывают ее становление с эпохой предшествовавшей Возрождению.
Классика танца возникает с появлением профессиональных хореографов. Есть классические произведения и в народном танце. Но главным классическим образцом танца все же называют театральный танец, балет, который связывают с российским периодом Мариуса Петипа. Театр, как полагают, возник примерно за 600 лет до нашей эры, но эпохой становления классического театра называют время от комедии дель арте, до Шекспира и Мольера. В классическом кинематографе классикой называют как фильмы, обозначающие вехи истории кино, так и выдающиеся произведения искусства кино, включая и созданные в новейшей истории. Произведения Бунюэля (1900-1983), например, считаются классикой кинематографа и это ни у кого не вызывает возражений.
По-видимому, оформление вершины классического не очень зависит от исторического времени. Классика появляется тогда, когда окончательно сформировался метод того или иного вида искусств. Но на первенцах не заканчивает отбор достойных произведений. Дальнейшее развитие вполне допускает изменения и даже противопоставление идеям классического наследия. Новые идеи дают начало новым классическим линиям. Со временем они вольются в единое классическое наследие, как уже бывало. Образы классического охраняют достижения в культуре поколений, не позволяют забывать истоки.
Несмотря на неизбежное появление неоклассических идей, метод, положенный в основу классического наследия и в них не претерпевает изменений. Его интерпретируют, развивают, но не отвергают. Классика - это образцы высших достижений метода.
В искусстве фотографии специфический самобытный фотографический метод сформировался в конце 19 века. (О том, что такое фотографический метод, о его отличиях и специфике я пишу в своих книгах о фотографии
http://lit.lib.ru/f/felxdman_a_w/fotografijaknigaperwaja.shtml и
http://lit.lib.ru/f/felxdman_a_w/text_0300.shtml) В то время появляются произведения, уверенно получившие признание, как первые классические образцы фотографии. По моему глубокому убеждению, базовое формирование фотографического метода еще не завершено. Потому и классическую линию произведений нельзя считать завершенной. Я уверен, что среди ныне живущих авторов творят будущие классики. Рассматривая произведения героев нынешнего времени, добившихся своими фотографиями значительного коммерческого успеха, я все же не усматриваю в них черты будущих классиков. В их произведениях нет никаких новаций, которые совершенствовали бы фотографический метод. Так же следует заметить для широких масс фотолюбителей, что достоинства произведений не утверждается решениями художественных советов, рейтингованием коллег и тем более, отдельными субъективными суждениями. К произведениям, которые хочется назвать классическими, должна «не зарастать народная тропа» в течении длительного исторического времени. Так что, следующие поколения уточнят список и будут знать, кто из «наших» пробился в классики.
Но есть и совершенно практическая потребность в определении списка авторов, произведения которые вошли в классику. Вполне возможен и список лучших имен в художественной ремесленной фотографии. Может быть, ремесленная кажется кому-то не соответствующим званиям их достижениям, так назовите их мастерскими. Их классиками вряд ли назовут, но среди них есть выдающиеся авторы. К тому же, классики и сами далеко не всегда создавали только классические произведения. Они были новаторами, а, как известно, на пути в неизведанное случаются неудачи. Но я все же предоставлю вашему вниманию имена художников фотографии, создавших классические произведения и некоторые имена. которые близки были к этому. Выбирать среди их произведений те, что возвысили авторов до классиков, не буду.
Но почему современников интересуют перечень имен классиков? Да потому, что классическое наследие - это наиболее эффективный инструмент воспитания вкуса в специфике искусства и приобретения навыков выразительности. Это учебники в прямом и в переносном смыслах! Хотя не все, кто пытается классифицировать достижения в фотографии понимают значение этой просветительской работы классических произведений. А уж про любителей и говорить нечего.
Если обратиться к разнообразным источникам, то мы увидим, что расширительный список классиков фотографии включает в себя 40 - 80 имен. Расширительным он назван потому, что точного определения места каждого из приведенных имен в истории искусства нет и быть не может. Дело субъективное.
Попыток составления списков классиков в интернете не так уж и много. Почти все они публикуют некоторые имена, составляющие неизменное ядро среди классиков. Но они еще и дополняют список другими именами, которые больше свидетельствуют уже о личных предпочтениях, влияниях традиции и потому не попадают в списки других составителей.
Но не только субъективность и историческая близость к классическому периоду фотографии не позволяют достичь большей точности в отборе имен. Искусство вовсе не отделено от высокохудожественного ремесла ясной и четкой границей. Критерии искусства все же известны ( я о них пишу здесь:
http://lit.lib.ru/f/felxdman_a_w/text_0390.shtml ) Мы знаем, что художники, даже те же классики, не во всех своих произведениях достигают высот искусства. Граница, отделяющая классическое, зыбка. Да и кому, в конце концов, кроме снобов и журналистов, нужны эти границы. Истинно интересующиеся искусством и вовлеченные в творчество исследуют сущности и прислушиваются к собственным ощущениям.
И еще... По большому счету, классику составляют не списки имен авторов, хотя мы их не забываем, а перечень выдающихся классических произведений. Но составление подобного списка другая задача, о громадности которой я боюсь и думать.
Я предлагаю вниманию читателей примеры нескольких списков. Не все составлялись именно в виде списков, я последовательно без пропусков процитировал их из публикаций. Наиболее полный список классиков, как я полагаю, составлен Юрием Бродским. Его список в конце. Во всех списках звездочками я отметил имена, которые несомненно отношу к классикам фотографии.
------------
Карл Булла
Максим Дмитриев
Василий Сокорнов
Август Зандер*
Александр Родченко
Аркадий Шайхет
Борис Игнатович
Ансел Адамс*
Иван Шагин
Анри Картье-Брессон*
Дмитрий Бальтерманц
Роберт Капа*
Евгений Халдей
Хельмут Ньютон*
Ричард Аведон*
Роберт Мэпплторп*
Эжен Атже
Филипп Хальсман
http://demoniks.wordpress.com/классики-фотографии/ ----------------
Брассаи (настоящие имя и фамилия Дьюла Халаш)*
Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz)*
Анри Картье - Брессон (Henri Cartier-Bresson)*
Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz)*
Александр Родченко
Рут Бернхард (Ruth Bernhard)
Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado)
Timothy White
Gabriel Lekegian
http://besedka.co.il/index.php?showtopic=6738 -------------
Trent Parke
Wang Fuchun
Yang Yankang
Вадим Савраев
Tom Sheehan
Борис Савельев (одно время работал вместе со Слюсаревым, впервые именно с ними двумя я и познакомился в лаборатории - мой коммент.)
Тарновецкий (Его имя Слюсарев, довольно сдержанный в раздаче наград, ставил в ряд выдающихся фотографов современности - мой коммент.)
Sally Mann
Luca Gabino
Ralph Gibson*
Keith Davis Young
Bryan Schutmaat
Gael Turine
Bob Willoughby
Joachim Froese
Mando Alvarez
Bill Brandt*
Todd Hido
Gered Mankowitz
Hйlиne Desplechin
Krass Clement
Dane Shitagi
Владимир Сёмин
Jerry Schatzberg
Nobuyoshi Araki
Richard Avedon*
Henry Clarke
Allan Tannenbaum
Lee Jeffries
Abelardo Morell
Fan Ho
Michael Wesely
Izima Kaoru
Dustin Humphrey
Angela Bacon-Kidwell
Catherine Ledner
Diane Arbus*
Rodney Smith
Григорий Майофис
Eugиne Atget*
Vivian Maier
Viktor Kolбř
Robert Mapplethorpe*
Meret Oppenheim
Renй-Jacques
Александр Слюсарев*
Ирвин Пенн (Irving Penn)*
Garry Winogrand
Sally Mann
Meisel Urban Decay
Nikos Economopoulos
Ляля Кузнецова
Георгий Пинхасов
Борис Михайлов
Steve McCurr
Pentti Sammallahti
Kishin Shinoyama
Eddie Adams
Alfred Stieglitz*
Julia Margaret Cameron*
Ansel Adams*
Sally Mann
Vivian Maier
Роберт Капа*
August Sander*
Margaret de Lange
Guido Argentini
Helmut Newton*
Irving Penn*
Edward Weston*
Curtis Moffat
Christian Coigny
Jan Saudek*
Jan Saudek & Sаra Saudеkovа
Henri Cartier-Bresson*
Marc Riboud
Steven Meisel
Robert Mapplethorpe*
Donata Wenders
Helen Levitt
Andrzej Dragan
Egons Spuris
http://ruguru.livejournal.com/ -----------------
RODNEY SMITH
Albert Watson
Norman Parkinson
Andre Kertesz*
Imogen Cunningham
John Rawlings
Henry Clarke
Jacques Henri Lartigue
TOM PALUMBO
Nickolas Muray - Frida Kahlo
Yousuf Karsh
Weegee
Horst P. Horst
JOHN FRENCH
Jeanloup Sieff
Toni Frissell
Cecil Beaton and Audrey Hepburn
Cecil Beaton
Ansel Adams*
Philippe Halsman
George Hoyningen-Huene
Alfred Cheney Johnston
Ирина Ионеско
Edward Steichen
Lillian Bassman
Arnold Newman
Carlotta M. Corpron
Helmut Newton
Frank Horvat
Georges Dambier
Erwin Blumenfeld
William Klein
Arthur Steel
Man Ray*
Melvin Sokolsky
Анри Картье-Брессон*
Robert Doisneau
Lucien Herve
Felix Nadar*
Eve Arnold
http://www.liveinternet.ru/users/bnv_kompas/post131535819/ -------------------
Андре Кертеш*
Карл Булла
Максим Дмитриев
Василий Сокорнов
Август Зандер*
Александр Родченко
Аркадий Шайхет
Борис Игнатович
Ансел Адамс*
Иван Шагин
Анри Картье-Брессон*
Дмитрий Бальтерманц
Роберт Капа*
Евгений Халдей
Хельмут Ньютон*
Ричард Аведон*
Роберт Мэпплторп*
Эжен Атже
http://club.foto.ru/classics/-------------
В ссылке, которая приведена ниже, так же дан список имен - классиков фотографии. Есть те, которые я бы отметил звездочкой, как действительных классиков по своему усмотрению. Списка нет, но только последовательное представление, поэтому я только даю ссылку.
http://artpages.org.ua/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=104&func=viewcategory&catid=4 Не нашел имен Дороти Ланг*, Йзефа Судека*, Эдварда Уэстона* и еще многих...
---------------
Общирный список с художниками и выдающимися ремесленниками здесь: McDarrah, Gloria S., et al. The photography encyclopedia. New York: Schirmer, 1999. ISBN 0028650255
----------------------------
Список, составленный Юрием Бродским:
1 Henri Fox Talbot
http://www.masters-of-photography.com/T/talbot/talbot.html2 Julia Margaret Cameron
http://www.geh.org/ne/mismi3/cameron_sld00001.html *
3 Nadar
http://www.masters-of-photography.com/N/nadar/nadar.html *
4 Hill & Adamson
http://www.geh.org/fm/hill/htmlsrc/hilladam_sld00001.html5 Carleton E. Watkins
http://www.masters-of-photography.com/W/watkins/watkins_articles.html6 Eugиne Atget
http://www.geh.org/fm/atget/htmlsrc/ATGET_SLD00001.HTML*7 Lewis W. Hine
http://www.geh.org/ar/letchild/letchil_sum00001.html8 Alvin Langdon Coburn
http://www.masters-of-photography.com/C/coburn/coburn_articles.html *
9 Максим Дмитриев
http://www.iterra.org.ua/ru/fotografija/fotograf-maksim-dmitriev/10 Андрей Карелин
http://www.karelin.nino.ru/11 Сергей Прокудин-Горский
http://www.iterra.org.ua/ru/fotografija/fotografija-prokudina-gorskogo/12 Николай Свищов-Паола
http://www.photographer.ru/resources/names/photographers/17.htm13 Моисей Наппельбаум
http://iso100.ru/blog_showfull/226.html *
14 George Bankhart
http://www.geh.org/fm/stm/htmlsrc3/bankhart_sum00001.html15 Peter Henry Emerson
http://www.geh.org/ne/mismi2/emerson_sld00001.html*16 Francis Frith
http://www.geh.org/ne/mismi0/frith-sin_sld00001.html17 Helmar Lerski
http://www.geh.org/fm/mismis/htmlsrc7/lerski_sld00001.html18 Arthur Fellig Weegee
http://www.madeinphoto.fr/19 Edward Steichen
http://www.masters-of-photography.com/S/steichen/steichen.html*20 Alfred Stieglitz
http://www.geh.org/fm/stieglitz/htmlsrc/stieglitz_sld00001.html ,
http://www.masters-of-photography.com/S/stieglitz/stieglitz.html *
21 Paul Strand
http://www.masters-of-photography.com/S/strand/strand_articles.html *
22 Roger Fenton
http://www.masters-of-photography.com/F/fenton/fenton_articles.html *
23 Edward Curtis
http://memory.loc.gov/ammem/award98/ienhtml/curthome.html*24 Jacques Henri Lartigue
http://www.madeinphoto.fr/ *
25 William Bell
http://www.geh.org/ne/mismi2/williambell_sld00001.html26 Ansel Adams
http://www.artnet.com/artists/ansel-adams/ *
27 Minor White
http://www.masters-of-photography.com/W/white/white_articles.html28 Walker Evans
http://www.masters-of-photography.com/E/evans/evans_articles.html29 Edward Weston
http://www.madeinphoto.fr/ *
30 Yousuf Karsh
http://www.geh.org/ne/mismi3/karsh_sld00001.html31 Imogen Cunningham
http://www.geh.org/fm/cunningham/htmlsrc/cunningham_sld00001.html *
32 Margaret Bourke-White
http://www.masters-of-photography.com/B/bourke-white/b-w_tractor.html33 August Sander
http://www.augustsander.de/*34 Karl Blossfeldt
http://www.masters-of-photography.com/B/blossfeldt/blossfeldt.html35 Lee Friedlander
http://www.masters-of-photography.com/F/friedlander/friedlander_articles.html *
36 Andre Kertez
http://www.madeinphoto.fr/ *
37 Laszlo Moholy-Nagy
http://www.geh.org/fm/amico99/htmlsrc2/moholy_sld00001.html *
38 Александр Родченко
http://www.masters-of-photography.com/R/rodchenko/rodchenko.html39 Борис Игнатович
http://ru.wikipedia.org/wiki/*40 Макс Альперт
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Photos_by_Max_Alpert?uselang=ru41 Дмитрий Бальтерманц
http://ru.wikipedia.org/wiki/Горе_(фотография)
42 Юрий Еремин
43 Александр Гринберг
44 Николай Андреев
45 Frantisek Drtikol
http://www.artnet.com/artists/frantisek-drtikol/46 Robert Doisneau
http://www.madeinphoto.fr/ *
47 Eugene Smith
http://www.masters-of-photography.com/S/smith/smith_articles.html*48 Elliott Erwin
http://www.madeinphoto.fr/ *
49 Robert Frank
http://www.madeinphoto.fr/*50 Josef Sudek
http://en.wikipedia.org/wiki/Josef_Sudek ,
http://www.pbase.com/omoses/josef_sudek *
51 Man Ray
http://www.geh.org/amico2000/htmlsrc/manray_sld00001.html ,
http://www.madeinphoto.fr/ *
52 Joel-Piter Witkin
http://www.madeinphoto.fr/ *
53 Helmut Newton
http://www.madeinphoto.fr/ *
54 Robert Mapplethorpe
http://www.artnet.com/artists/robert-mapplethorpe/ *
55 Jerry Uelsmann
http://www.masters-of-photography.com/U/uelsmann/uelsmann_articles.html56 Henri Kartier-Bresson
http://www.madeinphoto.fr/ *
57 Robert Capa
http://www.madeinphoto.fr/ *
58 Dorothea Lange
http://www.madeinphoto.fr/ *
59 Alvarez Bravo
http://www.masters-of-photography.com/A/alvarez_bravo/alvarez_bravo.html60 William Klein
http://www.madeinphoto.fr/61 Jan Saudek
http://www.madeinphoto.fr/ *
62 Richard Avedon
http://www.madeinphoto.fr/ *
63 Irving Penn
http://www.madeinphoto.fr/ *
64 Diane Arbus
http://www.artnet.com/artists/diane-arbus/65 Annie Leibovitz
http://www.artnet.com/artists/annie-leibovitz/ *
66 Mary Ellen Mark
http://www.madeinphoto.fr/67 Brassai
http://www.masters-of-photography.com/B/brassai/brassai.html*68 Mark Riboud
http://www.madeinphoto.fr/69 Don McCullin
http://www.madeinphoto.fr/70 Horst
http://www.horstphorst.com/71 Jean-Loup Sieff
http://www.madeinphoto.fr/72 Sally Mann
http://www.artnet.com/artists/sally-mann/73 Sarah Moon
http://www.madeinphoto.fr/74 Sebastiano Salgado
http://www.madeinphoto.fr/75 Bill Brandt
http://www.madeinphoto.fr/ *
76 Nobuyoshi Araki
http://www.madeinphoto.fr/ *
77 Josef Koudelka
http://www.madeinphoto.fr/ *
78 Arnold Gassan
http://www.geh.org/ne/mismi3/gassan_sld00001.html79 John Heartfield
http://www.geh.org/ne/mismi2/heartfield_sld00001.html*80 Willy Ronis
http://www.madeinphoto.fr/81 Александр Слюсарев*
82 Семен Просяк
Вот что добавил Юрий Бродский к своему списку:
«Я отбирал авторов, определяя их, как «классиков», исходя из такого принципа, что «Классик» - это мастер, в совершенстве овладевший характерными, в определенной степени только ему присущими изобразительными средствами, позволяющими ему настолько достичь в своих работах совершенства, гармонии, что найденные им решения могут стать достоянием художественной культуры, в такой степени войти в ее плоть и кровь, что кажутся естественными и присущими изначально, что дает возможность множеству авторов так или иначе использовать их в своих работах.
В этом смысле «классики» отличаются от «просто» ярких самобытных художников тем, что создают изобразительный язык пригодный «для всех», в отличие от языка одиночек.
В порядке перечисления авторов нет закономерностей. Писал по мере «вспоминания...