(этот пост с Мембраны, из прошлого)
В качестве предисловия.
Что такое витамин Д3? - это холекальциферол, образовавшийся в коже из холестерина при загаре, его можно принимать в пилюлях.
Затем печень из него делает кальцидиол - его измеряют в крови.
Затем из кальцидиола почки делают кальцитриол - этот заведует кальциевым обменом.
Почему витамин Д3? - это наш, человеческий, но сначала обнаружили Д2 у крыс и поняли, зачем он нужен и как делается (про Д1 ничего не попадалось)
Крысы на солнце не бывают, у них он берётся из зерновой плесени, называется эргокальциферол. Ergocalciferol is produced in
fungi synthetically through ultraviolet irradiation of
ergosterol.
Медики назначают Д2 в уколах и по рецепту.
Наши предки получали гораздо больше витамина Д от солнца, бегая голяком в африке. Переселившись в европу, побелели, иначе бы не выжили. Черная шкура пропускает гораздо меньше ультрафиолета.
Рекомендованные дозы для взрослых для предотвращения остеомаляции - всего 200 МЕ. Для детей для предотвращения рахита - 400 в день. В то же время светлая шкура за одно загорание производит от 10 000 до 40 000 единиц (не сгорание, а до легкого порозовения). 10 000 в день "зарабатывают" спасатели на общественных пляжах, которые сидят целый день на вышках в купальных трусах, и которые уже загорели до черноты.
Так что нормальная доза может быть от 200 и до 40 000. Хорошенький разброс! Откуда взялись эти 200? - Обнаружено, что у взрослых с остеомаляцией при такой дозе наступает улучшение состояния костей. Вот и решили, что достаточно.
One Finnish study, by Heikinheimo et al (80), concluded that annual injection of vitamin D2 in the autumn (3750-7500ng, or 150000-300000 IU) can lower the probability of osteoporotic fractures by 25%.
(в Финляндии инъекциями вводили от 150 до 300тыс. единиц раз в год осенью, это уменьшило переломы при остеопорозе на 25%.)
Так что и 300 тысяч единиц - не смертельная доза.
Период полураспада витамина 1-2 месяца, поэтому финны решили, что такой ударной дозы должно хватить на год. И действительно, уровень вит.Д у подопытных держался весь год выше, чем в контроле.
Сгорание не увеличивает производство вит.Д. Выяснили, что для белой шкуры достаточно 20 минут для получения максимума, после этого лишний превитамин Д, образующийся в коже, разрушается, наступает равновесие образования и разрушения. Для пигментированной кожи достижение максимума требует в 3 - 6 раз больше времени. Эти цифры получены при искусственном облучении.
А в жизни - все зависит от высоты солншышка на небе. При прочих равных условиях я тут в 5-6 вечера получу столько же загара и витамина, что и народ в Питере, распластанный на стене Пертропавловки в полдень.
(продолжение следует)
Множество ученых сейчас занимаются витамином Д. Один док. сказал, что это как айсберг: надводная часть - это кальциево-костные нужды, которые давно известны, а подводная только недавно стала изучаться....
Вот здесь один док популярно рассказывает обо всех находках ученых насчет витамина Д.
http://www.vitamindcouncil.org/vitaminDPhysiology.shtml Витамин Д не совсем и витамин даже, его не обязательно принимать с пищей. В организме он несколько раз метаболически преобразуется. Сначала в коже при воздействии ультрафиолета образуется холекальциферол из одной из форм холестерина. Эту форму витамина Д можно принимать в виде добавки к рациону, называется витамин Д3..
Затем печень его преобразует в кальцидиол. Вот этот метаболит вит. Д и должны измерять в плазме крови. Рутинно это пока еще не делают, только по показаниям и в исследованиях.
Цифры от 20 нмоль и меньше и до 200 и выше. Самый высокий кальцидиол в плазме обнаружен у какого-то латиноамериканского крестьянина высоко в горах, если не ошибаюсь, 274 наномоль.< 20-25 обнаруживают у детей с рахитом и взрослых с остеомаляцией. 25-40 это пограничная зона дефицита, при которой умеренно повышен паратиреоидный гормон (паратгормон), который тоже участвует в метаболизме-балансе кальция.
Советы докторов сводятся к поддержанию уровня в крови выше 50. Для стариков рекомендуется не менее 100, при этом паратгормон держится на минимальном уровне, а остеопороз не развивается. Для страдающих артритом один док рекомендует поддерживать 75 нмоль.
Интересно, что у ожиревших для поддержания хорошего уровня кальцидиола в плазме нужно больше холекальциферола. Дело в том, что он запасается в жировой ткани (в том числе), жир "впитывает" его как губка. (Видимо, это эволюция так распорядилась: летом запасается жир (от всяческих сладких ягод и фруктов), вместе с ним запасается витамин Д от солнышка. А зимой все это расходуется. (это ИМХО).
Обследования европейцев показывают, что, как ни странно, низкие уровни вит. Д в крови обнаруживаются у жителей более "солнечных" стран - Италии, Испании... Видимо, быстро темнеющая при загаре кожа не позволяет получать адекватное количество вит. Д. Практически все эпидемиологические исследования дают низкие цифры.
Произведенный печенью кальцидиол, превращается в почках в кальцитриол. Вот он-то и ведает в организме кальциевым уровнем-балансом. Это приоритетные нужды. И это первый путь потребления витамина Д в организме.
Этот путь известен давно, и это и есть верхушка вышеупомянутого айсберга.
"Избыточный", не истраченный на первичные нужды кальцидиол потребляется клетками и тканями (мы помним, что все нормальные клетки организма имеют рецепторы к кальцидиолу), и это не имеет никакого отношения к кальциевому балансу.
И тут уже говорят о предотвращении множества болезней, начиная с рака: груди, простаты, прямой кишки и т.д.
Вот тут у дока собраны пабмедовские ссылки насчет дефицита вит Д и рака.
http://vitamindcouncil.org/researchCancer.shtml (продолжение следует)
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16603232?ordinalpos=1&itool=EntrezSystem2.PEntrez.Pubmed.Pubmed_ResultsPanel.Pubmed_DiscoveryPanel.Pubmed_Discovery_RA&linkpos=4&log$=relatedarticles&logdbfrom=pubmed Витамин Д очень активно изучают в северных европейский странах и в Канаде. Вот здесь немцы пишут:
-Без сомнения, УФ вызывает немеланомные раки кожи (карциномы базальных и сквамозных клеток). Поэтому защита кожи очень важна, особенно в группах риска. Но при этом 90% витамина Д должно образовываться в коже.
Множество лабораторных и эпидемиологических исследований ясно показывают связь между дефицитом вит. Д и широким разнообразием независимых (друг от друга ?) болезней, включая различные типы рака, болезни костей, аутоиммунных болезней, гипертонии и сердечнососудистых болезней.
Важную связь обнаружили, когда выяснили, что не только почки производят кальцитриол, но множество других тканей, таких как простата, прямая кишка, кожа и остеобласты. Произведенный НЕ в почках кальцитриол сейчас признают аутокринным или паракринным гормоном, регулирующим различные клеточные функции, включая рост клеток. (Это тот второй путь метаболизма витамина Д, то бишь подводная часть айсберга).
Немцы предлагают измерять уровень в крови и добавлять витамин в диету у людей, которые по разным причинам на солнышке не бывают, напр. в домах престарелых.
Другие исследования показывают, что сочетание "новомодного" метаболитического синдрома и низкого уровня вит. Д значительно чаще приводят к раковым заболеваниям, чем по отдельности. Мет. синдром или синдром Х - это ожирение, гипертония, нарушения липидного обмена и прочее, приводящее все вместе к инфарктам.
Норвежцы вплотную изучают, сравнивают частоту заболевания карциномами с географической широтой проживания и с заболеваниями другими "внутренними" видами рака. Результат: чем южнее - тем больше карцином, но тем меньше всех остальных раков.
Надо сказать, что эти карциномы базальных и сквамозных клеток - самые "безобидные" виды рака: практически не инвазивные и не дают метастаз. Совсем другое дело меланомы....., они бывают в таких местах, которые никогда солнца и не видят. Когда их обнаруживают, скорее всего, они уже дали метастазы.
Карцином здесь - у каждого второго, была я в клинике с родственницей, насмотрелась: носы, уши, лбы, щеки... Доктора объясняют, что там, где бывали солнечные ожоги, можно ждать карциному. Интересно, что у мужчин чаще слева, а у женщин - справа. Объясняют это тем, что в машине мужчина чаще за рулем, а женщина - пассажир.