Нынешний тотальный кризис, отсутствие оптимизма - прекрасное время для того, чтобы перестать цепляться за «реальность», оставить всю эту суету, и погрузиться в поиски собственной подлинности и цельности.
Ткань реальности рвётся и редеет, и сквозь неё проступает настоящая тоска по красоте. В нашей жизни, в делах, отношениях, в нас самих сейчас нет ни малейшей эстетики, или её исчезающе мало. Может, эстетику убил прагматизм, индивидуализм, предельная материальность даже мысли. Кстати, во множество тренингов и книг по саморазвитию так и утверждается - «мысль материальна». Если это так, то что же у нас за мысли, если наш мир стал по-настоящему уродлив. Уродливо всё, начиная с представлений о женской красоте. Уродливо информационное пространство, вываливающее на нас круглые сутки тонны грязи. Одна пятёрка ежедневных новостей в окне браузера чего стоит. Культура превратилась в «проекты», тема любви выродилась в гендерные, простите, срачи, или в модную макулатуру вроде «Пятидесяти оттенков серого». Про комментарии на форумах носителей больного коллективного разума я даже не буду говорить. Уродлива и убога философия «постчеловека», и «новые ценности», весь этот постмодерн убивает всё живое вокруг. То же самое можно сказать о современном искусстве - глаза б не смотрели! И уши б не слышали... Я имею в виду именно то искусство, которое ныне массово востребовано и поощряется материально и организационно. Художники, работающие в тишине своих мастерских, и их прекрасные пейзажи, натюрморты и портреты, никуда не делись. Просто их голос тих, их вклад не замечается, фокус внимания нацелен на нечто иное, абсолютно разрушительное для души.
Живая культура и высокая традиция способны рождать образцы высокого искусства, героизма, самопожертвования, наполнять глубиной и смыслом простые повседневные дела. Сейчас даже структуры повседневности, которые обладают очень высокой устойчивостью, разрушены.
Религия и традиция выстраивают в человеке верхний горизонт его самого, пусть даже недосягаемый, но являющийся вертикалью в небо.
Бог умер, заявили на Западе, и поставили на его место Сверхчеловека. Сверхчеловек оказался пшиком, и его тихо заменили либеральным «постчеловеком», и запредельным индивидуализмом... Индивидуализм отсекает внутреннюю вертикаль, оставляя человека без камертона, без образца. Индивидуальность стала высшей ценностью, да только помыслы и цели, ограниченные этой индивидуальностью, не способны быть сколько-нибудь масштабными. Большинства имён строителей пирамид, или создателей великих памятников иконописи, за редчайшим исключением, мы не знаем. Зато, малейшие проявления жизнедеятельности «звёзд» становятся поводом для всеобщего обсуждения. Да только пирамиды останутся стоять, а вся эта пена будет унесена, и забыта навсегда. Только тот, для которого его индивидуальность является сверхценной, страшно боится смерти и забвения. Отсюда - огромные вливания в исследования, своей целью имеющие продление жизни, или даже фактическое бессмертие. Сама идея бессметрия представлена в той же плоскости, она деградировала в бессмертие телесное, личное, достигаемое путём замены органов, поисков «гена старения», или в виде киборга, или цифровой матрицы памяти, а целью бессмертия является продолжение потребления.
Может быть, это и есть «Конец Истории», описанный Ф. Фукуямой: «Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной идеи, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории».
А по мне, так это «Последние Времена», а не просто победа либеральной парадигмы, и замедление хода истории, или вовсе его остановка. В туманных, и не разгаданных до сих пор образах Иоаннова Видения куда больше красоты и силы. Тем более, что Фукуяма всё-таки ошибся. Не будет никакого "конца истории" и тихих потребительских радостей, основания мира уже затронули неуправляемые потрясения, нашла коса на камень.
Чем хорош кризис? Самое время вывалиться из обветшавшей реальности, и читать хорошие книги. Или, заниматься любым делом, которое имеет для души подлинное значение и смысл, совершенно не заботясь о его коммерческой выгоде (вынеся его тем самым за рамки оценивания по привычным критериям стоимости), или придании дополнительных черт к нашей индивидуальности. Время снова вслушиваться в тишину, видеть сны и выстраивать вертикаль.