В. Бибихин: настроение

Apr 16, 2008 15:49

   "Настроение - это когда за суетой и ненужными встречами, за раздергивающими заботами неведомо откуда, может быть, из детства просится не музыка, не сама музыка, а словно только один ее неслышный тон, он заглушен шумом, но будет яснее слышен, когда мы останемся наконец наедине с собой и пойдем по людной вечерней улице. Настроение захватит нас, и ( Read more... )

Бибихин, жизнь

Leave a comment

leptoptilus April 17 2008, 10:12:51 UTC
А разве там нет ссылки на 29 параграф "Бытия и времени"? Это же Хайдеггеровское "расположение" (в бибихинском переводе). По-моему такое "настроение" это человеческая открытость, обнаженность, благодать же, если понимать ее как "дар" -- это то, что в такой открытости хорошо воспринимается, как музыка "воспринимается" настроенным инструментом. Т.е. это вещи пересекающиеся, но с противоположным вектором. Что такое плохое настроение? -- Может посмотреть в "БиВ"?

Reply

natal_li April 17 2008, 18:20:01 UTC
Спасибо. Сыылка, конечно, есть: Б. диалогизирует с Х-ром, отталкивается от него. У Х-ра (насколько я его поняла) "плохое настроение" (в нашем смысле слова, как что-то недолжное, от чего хорошо бы избавиться) это как раз ненастроенность (инструмента), тягучая серость, мешающая нам выйти за пределы самих себя, тогда как в расстройстве, аффекте этот выход остается, остается разомкнутость открытости. Х-р: "Частая затяжная, равномерная и вялая ненастроенность, которую нельзя смешивать с расстройством, настолько не ничто, что именно в ней присутствие становится себе самому в тягость. Бытие его вот в такой ненастроенности обнажается как тягота. Почему, неизвестно ( ... )

Reply

leptoptilus April 17 2008, 21:26:37 UTC
Ссылки непосредственно на 29 параграф нет, но в контексте книги "Мир" она и не нужна ( ... )

Reply

leptoptilus April 18 2008, 22:46:45 UTC
Что это: владеть собой? Кто чем владеет?
Разве ребенок владеет собой? А что случилось со взрослым, что ему должно владеть собой? И возможно ли владение собой?

Reply

natal_li April 20 2008, 16:34:15 UTC
Возможно. Это тот самый лад, без которого музыка не звучит. У ребенка этого, действительно, нет. У него нет маски, неподлинного прикрытия своего настоящего я. Но нет и гармонического лада с собой и миром, без которого он бьется в истерике, сражается в песочнице за игрушки. Ребенок сразу попадает в "школу", говоря словами Бибихина, и без этого научения его подлинные чувства заливают его стихийными выплесками, в которых подлинность теряется. Как она теряется у нас, например, во вспышках гнева, даже если они вполне искренни...
С праздником, и спасибо за мысли - выше.

Reply


Leave a comment

Up