Теперь нам предстояло вернуться в Мидьят, и проехав через него найти дорогу на Мор Габриэль.
Мор Габриель - самый древний действующий православный монастырь в мире. Мы с Гией и Сандрой уже были здесь в 2006 году, а в этот раз мы привели сюда всю нашу шумную компанию. Ниже я приведу выдержку статьи с сайта
http://www.pravoslavie.ru которая побудила нас посетить это необыкновенное место тогда, в 2006 и привела нас сюда вновь:
Духовным центром Тур Абдина можно по праву считать монастырь св. Гавриила - «Мор Габриэль». По оценке специалистов, это самый древний из действующих христианских монастырей в мире. Первое датированное упоминание о нем относится к 397 году - это на 8 лет раньше, чем упоминание о монастыре св. Саввы в Палестине; он приблизительно на полтора столетия древнее монастыря св. Екатерины на горе Синай и по крайней мере на целых четыре века опережает по времени любую из афонских обителей.
Согласно существующей традиции, монастырь был основан Мор Шмуиэлем (Самуилом) и Мор Шемуном (Симоном) (я привожу их имена в оригинальной сирийской версии, поскольку сами они были родом сирийцами и традиция, донесшая до нас сведения о них, тоже является сирийской). Мор Шмуиэль был родом из деревни Эштин. В раннем возрасте он избрал отшельнический образ жизни и удалился на гору Умрин, что возле древней Низибии (ныне Нузайбин на самой границе Турции и Сирии). Мор Шмуиэль стал отшельником, по всей видимости, в самом начале четвертого века, то есть на заре зарождения монашества. Поэтому его с полным правом можно считать одним из отцов сирийской монашеской традиции. Через некоторое время к нему в качестве ученика присоединился юноша, ставший известным как Мор Шемун.
Традиция связывает основание монастыря со следующим чудом. Мор Шмуиэль и Мор Шемун решили уйти подальше от деревни, неподалеку от которой они подвизались. Они отправились в путь и шли ровно столько, сколько заняло, чтобы пропеть всю книгу Псалмов. Закончив последний псалом, они оказались в пустынной местности неподалеку от развалин языческого храма. Здесь они сделали привал. Утомившись от длительного перехода, монахи уснули. Традиция гласит, что Ангел в образе Мор Шмуиэля явился во сне Мор Шемуну и сказал: «Шемун, мой сын, вставай. Давай положим основание монастырю». Шемун встал и последовал за Ангелом. Ангел показал камни, которые должны были стать западными, северными и южными воротами монастыря. Пространство между камнями оказалось огромным, и на недоуменный вопрос Шемуна, зачем столько места для двух подвижников, Ангел ответил, что в будущем здесь будет подвизаться множество монахов. Тогда Шемун спросил: «Кто будет строить такой большой монастырь?» В ответ на это Ангел поднял в воздух на высоту приблизительно один метр большой камень и сказал: «Сила, которая удерживает этот камень в воздухе, будет обустраивать это место». Утром Мор Шмуиэль разбудил Шемуна и позвал его собирать камни для обители. На это Шемун с недоумением ответил: «Но учитель, всю ночь мы трудились, закладывая основание монастыря». Тогда они поняли, что произошло чудо и Сам Бог послал Своего Ангела с тем, чтобы он заложил основание новой обители.
Невозможно проверить достоверность этого предания, однако несомненным фактом является то, на этом месте вскоре образовалась многочисленная монашеская община. На протяжении многих веков монастырь был известен по имени одного из своих основателей - Мор Шемуна - и именовался «жилищем Мор Шемуна Карминита». Оба святых основателя обители были похоронены здесь. На месте их захоронения сделаны небольшие углубления, из которых паломники берут себе песок. От этого песка, по рассказам, нередко происходят исцеления от болезней.
На этот раз нам взялся проводить экскурсию немецкоговорящий парнишка, видимо живший при монастыре. Если сравнивть с нашим прошлым приездом сюда - монастырь еще больше расцвел, многочисленные помещения были отреставрированы и убраны. Кроме того, был открыт доступ в поздемную часть монастыря, где покоился прах местных монахов, а также прах основателей обители. В этот раз я обратила также внимание на фрагменты древней мозики, сохранившейся в алтаре главного храма, хотя Гия утверждал, что он видел мозаику и прошлый наш приезд тоже
В Мор Габриэле погода над нами смилостивилась, дождь пректатился и сквозь облака проглянуло солнышко. Великая Суббота клонилась к закату, и все мы, полные впечатлений, решили вернуться "домой" в Мардин, тем более, что доктор Саша нас уже заждался...
Дальше Назад В начало По горячим следам