Уважаемый Андрей Можаров
andreymozharov поделился интересным постом о границах в анализе:
Психическая кожа и границы в анализе. Большое внимание в анализе уделяется границам. Это неслучайно, потому что наше Эго формируется, в том числе, за счет ощущения ребенка своего тела, тела матери и характер его контакта с внешним миром.
Первоначально психика ребенка характеризуется слиянием с окружающим миром, у него отсутствует восприятие ясных границ своего тела. Если нет ощущения границ, то ребенок не может самостоятельно контейнировать (ассимилировать) многочисленные импульсы, которые поступают к нему как извне, так и изнутри. Специалисты, занимающие исследованиями психики младенца, констатируют, что ему невозможно даже локализовать боль или дискомфорт, который возникает внутри его тела. Функцию по контейнированию этих неприятных ощущений берет на себя мать. Только она в состоянии устранить неприятные воздействия. Например, ребенок плачет. Хорошая мать, разумеется, входит в контакт с ним, чтобы выяснить, в чем проблема. Она волнуется за него, но одновременно успокаивает, осторожно выяснения причину его беспокойства: «Нужно сменить подгузники? - Нет, сухой. Температура? - Лоб нормальный. Голодный? - Кормила час назад. Пощупаем животик? - Мягкий, да и какал совсем недавно…». Младенец не в состоянии очертить границы собственного тела, но у него есть мама, которая будучи чутким и любящим всемогущим внешний объектом, удовлетворяет ежечасно различные потребности маленького существа, как бы запускает и поддерживает процесс формирования ощущения границ собственного тела, способствует формированию внутреннего контейнера, или, как называют некоторые психотерапевты, психической кожи. В зоне контакта малыша и матери закладываются фундаментальные психические основы, важнейшей составляющей которых является ощущения собственных границ.
Состояние, при котором ребенок чувствует себя в безопасности, чувствует присутствие всемогущего внешнего объекта, который первоначально берет на себя функции его психической кожи, способствует формированию базовой уверенности и самоценности, цельности и ощущения себя как сосуда, имеющего ясные границы. Кожа, как известно, важнейший орган контакта с окружающим миром. Она также часто берет на себя функции сигнальной системы, которая показывает наше внутреннее соматическое и психическое состояние. Есть категория клиентов, у которых наблюдаются серьезные симптомы психосоматического характера, связанные с кожной реакцией на нерешенные психологические проблемы. Однако проблема может лежать гораздо глубже. У некоторых людей с ранних лет формируется серьезный диссонанс в восприятии своих телесных и психических границ. Например, при расстройствах шизоидного плана, у клиента может наблюдаться неясное восприятия как своего Я, так и своего тела. Многие из них могут находиться в состоянии неопределенного слияния с внешним миром, как будто растворяются в нем. Отсутствие четких границ Эго ведет к неадекватному взаимодействию с окружающим миром, социумом. Но не только.
Не стоит забывать, что Эго имеет и внутренние границы, которые отделяют его от бессознательного. Прорыв бессознательных эмоций, не возможность ассимиляции содержаний бессознательного имеет место при психотических эпизодах. Если Эго имеет слабые границы, то оно рискует постоянно подвергаться вторжению из глубоких слоев психики. Многие люди по причине неадекватного ухода со стороны материнской фигуры вырастают психически тонкокожими, при этом у них может быть снижено базовое ощущения безопасности и цельности. Чтобы избежать распада, они начинают формировать мощнейшие психологические защиты, которые берут на себя функции дополнительной кожи. Правда эта «кожа» часто похожа на непробиваемый панцирь, как например у нарциссической или пограничной личности. Важно здесь отметить различие между ними. Первые имеют не только внешние хорошо укрепленные границы, которые, кстати, могут достаточно далеко простираться, так что люди вокруг постоянно попадают на территорию такой персоны, но и мощные границы с бессознательным, что делает нарциссическую личность крайне устойчивой, но при этом часто не способной к развитию. А вот у вторых - все гораздо сложнее. Они имеют внешние границы, более того благодаря тому, что они хорошо функционируют на уровне Персоны, эти границы в определенных направлениях могут быть достаточно мощными. Но мало того, что у них наблюдаются большие бреши, которые часто имеют травматическую природу, но их настоящая психическая кожа, скрытая за защитами - очень тонкая, а иногда и порвана. Внутренний эгоический сосуд у пограничных личностей имеет трещины и изъяны, через которые содержание бессознательно может периодически вторгаться вовнутрь, а так как контейнирующая функция недостаточно выработана, то такой клиент часто не в состоянии справляться с таким наплывом, так что попадает в психотическое состояние.
В работе со всеми клиентами важно создать аналитический контейнер, который будет неким аналогом материнского контейнера, где психика клиента может получить шанс безопасно разрешить внутренние конфликты, или, например, нарастить психическую кожу, или отделить свое истинное Я от фальшивого, научиться безопасно входить в контакт с собственным телом или бессознательным, он может перестать быть жертвой прошлых травм и обреченным на выполнение негативного сценария жизни. Но аналитический контейнер - это не только конфиденциальность, эмпатия, пространство для взаимодействия аналитика и клиента, но это также и временные границы и границы внешний реальности, воплощением которых являются деньги. Однако все вышеперечисленное не сопоставимо с тем, насколько безопасно и профессионально сам аналитик может выполнять свою контейнирующую функцию. Для этого ему самому придется пройти долгий путь проработки вопросов собственных границ и его психической кожи.
Андрей Можаров.
(Москва, 10 марта 2012 г)
Другие статьи:
http://mojarov.ru/articles/