Оригинал взят у
ameli39в
Тоска по совершенной связи «…дело не в том, что нарцисс любит только себя и никого больше, а в том, что он любит себя так же плохо, как и другого». (О. Кернберг «О любви»)
"Человек обретает свою душу только в момент связи с другим. С человеком, образом человека, с богом. И в этом наша тотальная зависимость от другого. Наше слово «религия» восходит к латинскому religio, означающему «то, что связывает». Быть исключенным из этой связи - невыносимое чувство и признак одного из самых тяжелых расстройств - нарциссизма. Наверное, так чувствует себя Сатана, бывший любимый ученик бога, изгнанный им из Рая. Сатана низвергнут, Бог его больше не любит. Сатана обрел власть над темными силами, но он мучительно одинок. Он завидует всем живущим, потому что у них есть то, чего нет у него - они могут любить. Отверженному изгнаннику так нужна любовь!
Испанский мистик Тереза Авильская сказала, что «человек возносится в Боге подобно тому, как младенец подносится к материнской груди». Отношения ребенка с матерью навсегда оставляют след в любых других отношениях, в которые мы вступаем: отношения с самим собой и с другими, с вещами, природой, богом. Взаимодействие ребенка с матерью определяются как «первичные» отношения, однако, они представляют собой «двуединство», некое «мистическое соучастие», в котором взаимодействие между партнерами происходит на сенсорном уровне, включая оральный, слуховой, тактильный и визуальный контакт. Оно подчиняется прежде всего законам Эроса, самой жизни. Чувство «неразрывности бытия» может развиваться только на основе таких первичных отношений. Если же ребенок покинут в этих отношениях, то чувство брошенности, точнее заброшенности в этом огромном мире остается с ним навсегда. И тогда тоска по хорошей матери никогда не исчезает. В нарциссической личности она становится объектом постоянного стремления и сильной жажды. Такой человек постоянно испытывает глубокую сосущую тоску, которая проявляется в его отчужденности, покинутости, и как следствие, жестокости.
Нарциссически травмированная личность постоянно ищет мать и материнское отношение, чтобы укрепиться в своем праве жить, проецирует образ матери на других.
Возможность существования человека, как другого, который может стать сотрудничающим партнером, даже не подразумевается. В этих гармоничных отношениях между двумя персонами только одна сторона может иметь свои собственные желания, интересы и запросы; то, что другая сторона, объект, или поддерживающее пространство, автоматически будут обладать теми же самыми желаниями, интересами и ожиданиями, принимается как некая данность, не требующая проверки. Видимо поэтому такое состояние часто называют всемогуществом. По сути же тут нет чувства могущества и желания власти, потому что все состоит в гармонии. Но эта гармония всегда разрушается, всегда наступает момент взаимного непопадания, нестыковки .
Объект любви рано или поздно отказывается быть просто «средой». В конце концов, у объекта могут появиться свои желания или обстоятельства. Например, беременность. В этот момент наш герой чувствует то, что можно описать фразой Зинаиды Гиппиус «Если надо объяснять, то не надо объяснять». И он ничего не объясняет, потому что невозможно описать ужас непонимания, творящийся в его душе в этот момент. В этот момент рушится не только его связь, рушится весь мир, а вместе с миром и он сам. И тогда он вынужден прибегнуть к крайним мерам.
Целое поколение людей, погруженное в собственный нарциссический мир, подпитываемый тиражируемыми социальными нарциссическими ценностями, оказывается неспособно к длительным и удовлетворяющим отношениям с другим. «Нет отношений - нет проблем!» - вот их лозунг. Их мечта о связи разбилась о реальность. Пытаться еще раз слишком страшно.
Нарциссизм - новая технология самоконтроля, при помощи которой индивид пытается приходить к согласию с самим собой, прославляя царство чистого Эго. Только вот отчего в этом царстве так холодно и страшно? "
автор: Инесса Астахова