Как любовь формирует мозг ребенка

Aug 06, 2021 13:35

Небольшой конспект книги Сью Герхард "Как любовь формирует мозг ребенка"

В первые два года жизни ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за эмоции и невербальную коммуникацию: младенец «считывает» информацию об эмоциональном состоянии заботящихся о нем людей, а также впервые чувствует сам, получает свой первый эмоциональный опыт.

Что делать со своими чувствами малыш еще не знает. За управление эмоциями и регуляцию поведения отвечает левое, пока неактивное, полушарие. Поэтому роль родителя в том числе заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциями, особенно если речь идет об отрицательных впечатлениях.
Для этого важно:
✅ Настроенность на ребенка (устал, мокрые пеленки, голод - родитель улавливает причину дискомфорта);
✅ Последовательность действий (голоден - дать грудь, грязный памперс - смена с улыбкой);
✅ Позитивный результат - комфорт восстановлен.

Все это помогает создать благополучную картину мира, научить различать свои потребности и эмоции, дать механизмы грамотного и безопасного (для себя и других) решения проблем. У разных исследователей эти невербальные образцы, запечатленные на подсознании и являющиеся фундаментом нашего поведения во взаимодействии с другими людьми, имеют разное определение, но суть одна: Джон Боулби- внутренние рабочие модели; Даниель Штерн- обобщенные образцы взаимодействий; Вилма Буччи- схемы эмоций; Роберт Клайман - процедурная память.

Если родители в силу обстоятельств не справляются с задачей - ребенок взрослеет в условиях повышенного уровня гормона стресса - кортизола.

Высокие уровни кортизола связаны с крайне высокой активностью правого полушария головного мозга и недостаточной активностью в левом. Это не является нормальным типом распределения активности.

Левое полушарие помогает осмыслить переживания и облечь их в словесную форму, найти социально-приемлемый путь решения проблемы. Если левое не подключается - человек зацикливается на негативной ситуации. Восстановление может зависеть от проговаривания чувств и переживаний, потому что подключается левое полушарие.

Возвращаемся к тому, с чего начали: до двух лет развивается именно правое полушарие, т.е. ребенок не может идентифицировать свои чувства и назвать их. По этой причине стресс в младенчестве не может быть эффективно обработан. Близкие должны помочь (поэтому "проговаривание" своих действий во время ухода за ребёнком имеет смысл: "Кто это у нас плачет? Малышу надо поменять памперс; ...вот и всё стало хорошо!")

Стрессовые переживания загоняются в мозговую миндалину и подкорковые зоны (а в идеале должны «разруливаться» с помощью лобно-глазничной зоны и перерабатываться во фронтальной зоне коры).
Механизм реагирования на стресс деформируется. Справиться с миндалиной может гипоталамус, но он снимает с себя ответственность по причине высокого кортизола. Круг замкнулся…

Итак, на архитектуру мозга влияет ранний опыт ребенка.
В первые месяцы жизни организм только устанавливает приемлемый уровень возбуждения, определяет исходное состояние систем, которое будет в дальнейшем поддерживать (определяется базовый уровень серотонина, кортизола, норадреналина и пр. исходя из первого эмоционального опыта).

Младенец не может сам определить норму, он делает это с помощью заботящихся о нем людей. Если преобладают гормоны стресса - ребенок «подсаживается» на стресс, при положительных эмоциях - формируется позитивное восприятие мира. Предположительно, критический период, в течение которого происходит установка механизма реагирования на стресс, - 6 мес от рождения.

✔️Дети матерей, находящихся в депрессии, приспосабливаются к низкому уровню стимуляции и привыкают к низкому уровню положительных эмоций.

✔️Дети беспокойных матерей могут приходить в состояние перевозбуждения, их чувства в дальнейшем бесконтрольно вырываются либо полностью отключаются, чтобы избежать передоза.

✔️Дети, которые получают достаточно внимания и отклик на свои потребности, адекватны и со временем научаются справляться с чувствами самостоятельно.

Исследования показывают, что гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система (ГГН-ось, определяющая механизмы реагирования на стресс) программируется на гипо- или гиперреакцию в ходе получения самого раннего эмоционального опыта;

кортизол оказывает необратимое влияние на развивающуюся ЦНС ребенка. Все зависит от того, когда ребенок начал испытывать сложности, были они постоянными или временными, их интенсивность. Исследования в этой области продолжаются.

Нарушения в детско-родительских отношениях - неадекватная реакция ухаживающих людей на потребности ребенка (мама их не замечает, потому что в депрессии; использует метод воспитания самостоятельности «Пусть поплачет…»;
мама сама не умеет разбираться со своими чувствами и потребностями, поэтому их проявление у ребенка вызывает у нее злость и раздражение; тревожная мама и пр.)

Результат: кортизол зашкаливает или чувствительность к нему отключается.
В связи с этим типы привязанности:
-- Избегающая (часто - низкий уровень кортизола) - чувства ребенка игнорировали или подавляли, критично настроенные родители, назойливый стиль родительства, когда нет должного уважения к границам ребенка. Дети учатся, что чувства (особенно негативные) надо держать в себе, чтобы не расстроить или не разозлить мать; ребенок как бы защищает родителя от своих чувств -- во взрослой жизни недостаточно настойчив в защите своих интересов, эмоциональное оцепенение, отключение механизмов реагирования на сильные эмоции (не способен чувствовать душевную боль, но и не способен испытывать счастье). Возбуждение от подавления эмоций не исчезает - оно только усиливается (Гросс и Левинсон, 1993), за спокойствием следует внезапное высвобождение эмоций (чаще это выплескивается агрессией).
Склонны к болезням: астма, аллергия, артрит, сезонные депрессии, онкология (Хейм и др., 2000).
-- Тревожная (или амбивалентная - высокий уровень кортизола) - родители непостоянны в своих реакция (то отзываются, то игнорируют). Дети вынуждены отслеживать настроение, чтобы найти оптимальный вариант получения обратной связи; выбирают стратегию преувеличения чувств - во взрослой жизни необоснованно требовательны, склонны драматизировать свои чувства, пугливы, раздражительны, склонны к уходу в себя, эмоциональным расстройствам, депрессии, самоубийству, расстройствам пищевого поведения, к алкоголизму, ожирению, сексуальному насилию (Коломина и др., 1997).
-- Дезорганизованная - родители не обеспечивают базовую безопасность и не выполняют задачу по защите ребенка. Дети не могут выработать согласованную защитную позицию, испытывают страх в управлении своими чувствами и колеблются между двумя первыми стратегиями. При наблюдении за детьми этой категории: бьются о стену, когда входит их мама, или с нетерпением бросаются к ней, а затем сворачивают с пути и пр. Это свидетельствует о замешательстве, о том, что ребенок не знает, безопасно ли подойти к родителю. Родители - нервозные, агрессивные. В взрослом возрасте - уровень кортизола зашкаливает, риск развития психологической патологии, до пограничного состояния личности.
В результате люди испытывают серьезные затруднения с тем, как скоординировать свои биологические потребности с социальными нормами и как обмениваться эмоциональной информацией с другими людьми с пользой для всех сторон.

И ещё: Правильный момент - ключевое понятие в родительстве, так же как и в комедии. Понять, когда младенец или ребенок уже способен на чуть больший самоконтроль, вдумчивость и независимость, невозможно из книг по воспитанию: это своего рода искусство, а не наука для родителей - рассудить, когда настало время для очередного шага (Сью Герхардт).

Источник: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2904558959810994&id=100007707540869

ликбез, система, психотерапия, эмпатия, обучение, семья, перепост, здоровье, уязвимость, человеческое, мир вокруг, развитие, люди, взросление, цитаты, потребности, детско-родительское, психология, чувства, лекции, наука, детство

Previous post Next post
Up