Обожаю сравнивать разные вещи, особенно несравнимые на первый взгляд… Эти выдумки доставляют мне особое наслаждение. Недавно думала о таком поведенческом паттерне, как кокетство. Объясняла себе его всякими терминами и в контексте разных психологических школ - от психоанализа до гештальта.
Метафору же кокетству подобрала в обычном магазине одежды. Вот она.
Пришла барышня - юная, цветущая - в магазин, выбирать себе наряд на предстоящий званый вечер. Долго расхаживала между стойками с одеждой, после чего выбрала вполне адекватный предстоящему событию и своей фигуре наряд: маленькое черное платье, отличающееся простотой и изяществом, в общем - классику французского шика (а мы-то знаем: если что-то французское - то обязательно очень женственное, стильное и к месту подобранное). В общем - примерила барышня выбранное платье, осталась довольна, поэтому спокойно выложила на кассе почти все свои сбережения…
Однако, выходя из магазина - усомнилась. А оценят ли этот скромный и на первый взгляд простой наряд гости вечера? Не простовато ли платье, не скучновато ли? Рассмотрят ли присутствующие на вечере люди французское происхождение наряда, а заодно и одетой в него персоны? Ведь так хочется соответствовать. Сомнения одолели не на шутку, и барышня стремглав мчится в ближайший ювелирный. Конечно, на покупку бриллиантов денег нет, еще не заработала, а вот арендовать на один вечер - на это должно хватить того, что осталось после покупки платья. И выбирает себе наша красавица колье с вот та-а-акущими бриллиантами, и серьги, и браслет. И все это сияет, переливается, блестит на ней, и оттеняет дороговизной простой и незатейливый черный наряд… И вот уже девушка не сомневается в себе, теперь-то точно по достоинству оценят - бриллианты не заметить сложно, а в них и ее - девушку из высшего общества. Она, правда, не подумала, что бриллианты носить ей в жизни еще не доводилось, ну не умеет она их носить, потому что не пробовала… а это ведь целая наука.
А на вечере, куда она во всей красе является, все пьют пиво. С сушеной рыбой. Не то, чтобы вечер не званый, скорее - это милая пивная вечеринка для разношерстной компании, где рады всем, кто придет, где все по-домашнему - просто и комфортно. Без изысков. И люди, там собравшиеся, бриллианты конечно заметили сразу, поди ж не дураки, разбираются. Не столько саму их обладательницу в простом черном платье, сколько вот та-а-акущие бриллианты на ней.
И тут гости по отношению к барышне разделяются в своих мнениях и оценках почти поровну. Одних привлекли эти «её» шикарные бриллианты. И девушке в них оказывается особое внимание. Это явно очень «дорогая» девушка, с ней надо быть во всеоружии, не ударить в грязь лицом, стараться быть лучше, обходительнее, и пиво с рыбой подальше спрятать (может, даже за шампанским сгонять по-быстрому, и клубники прихватить). Такие кавалеры незамысловаты и доверчивы: они легко верят тому, что видят. И стараются соответствовать… у кого-то даже запонки бриллиантовые нарисовались.
Другая группа гостей состоит из удивленных. Вошедшие в неё считают наряд нашей героини как минимум странным, несвоевременным, неконгруэнтным в данной компании. И что обладательница бриллиантов перепутала место и пришла не туда… И вообще, бриллианты - дело тонкое, их надо уметь носить. А она не умеет. Фи. И чувства здесь распределились от непонимания и сочувствия до презрения и злости к нашей «бриллиантовой».
Кто-то заинтригован и пытается узнать, откуда у неё бриллианты (ведь никогда раньше не было). Кто-то завидует. Кто-то комплексует.
Очевидно одно - без внимания барышня не осталась. А внимания ей больше всего и хотелось. Особенно восхищенного. И она с радостью принимает ухаживания кавалеров (тех, кто из первой группы). И растворяется в их комплиментах. И захлебывается от переполняющих надежд, и возросшей так стремительно самооценки. И вечер для нее проходит в кругу поклонников, и вот она уже уверенным жестом выбирает себе самого яркого, блестящего, старающегося угодить (наверняка того, что с бриллиантовыми запонками)… И остаток вечера они наслаждаются обществом друг друга. И даже строят планы на совместную «бриллиантовую жизнь»…
Ну а дальше - как в старой мудрой сказке про Золушку. Не в полночь, а обычно на утро следующего дня. Ей - бежать сдавать арендованные украшения. А избранник недоумевает: Куда? Это же все твое… Или нет? Как - нет? Постой, постой… Мы так не договаривались… Это не честно! Да ты обманула меня!! Коварная!!! Прощай….
Итог тоскливый и печальный, особенно на фоне так удачно развивавшихся еще вчера событий. Оскорбленный герой, чертыхаясь, исчезает. Обескураженная барышня, шокированная таким неожиданным, и потому особенно ранящим «предательством» - впадает в депрессию, выкидывает «невезучее» черное платье в помойку, зарекается ходить по званым вечеринкам, в который раз утверждается в мысли, что все мужики - сво…, и решает отныне не доверять ни одному из них.
Правда, я очень надеюсь, что «подепрессировав» с недельку, но разглядев заметную повторяемость подобных печальных разочарований в своей жизни, девушка решится-таки обратиться за помощью к имиджмейкеру психологу. Где ей расскажут (я бы, наверное, рассказала именно об этом), чем является неверно подобранный наряд кокетство на самом деле.
Я думаю, что кокетство - это такой сложносочиненный поведенческий феномен, в основе которого две полярности тотального недоверия: с одной стороны - себе и другим, а с другой - сильнейшее желание себя и этих других обманывать (чаще всего бессознательно). То есть, возвращаясь к магазинной метафоре - это выбор, при совершении которого просто подводит вкус, обычно под воздействием социальной мифологии или наивной веры в сказки, у переодетой Золушки же все получилось… Стоит только напомнить, что сказочную героиню счастливая судьба в виде прынца в прямом смысле этого слова застигла в хлопотах по хозяйству или отдыхающей после трудовых будней на ящике с золой.
Скажу честно, я все же неплохо отношусь к бриллиантам. Но только в контексте происходящего: встретив бриллианты, надетые ни к месту, могу вообще их не распознать, посчитав их стеклянными подделками. Потому что бриллианты кокетство и правда нужно уметь демонстрировать, а если не умеешь - либо вовсе не стоит пытаться, либо можно постепенно учиться делать это очень тонко и изящно - производить особенное впечатление на окружающих.
Хотя и здесь экзистенциальный вопрос «зачем?» не дает мне спокойно закончить. Но об этом - уже совершенно другая история.